Темы: Благословение коэнов, Недельная глава, Цдака, Насо, Рав Бенцион Зильбер, Трумот и маасрот
Наша недельная глава Насо — самая длинная из всех глав Торы. Знаете, сколько стихов в нашей недельной главе? Сто семьдесят шесть. Любопытно, что в самой длинной главе Тэилим (119) — тоже сто семьдесят шесть стихов. А в Талмуде самое большое число листов в трактате Бава Батра — там тоже сто семьдесят шесть листов. То же число, интересно.
В главе Насо есть интересный закон. От плодов Земли Израиля надо отделять труму, первый маасер (десятину), второй маасер, в третий и шестой годы семилетия — маасер для бедных. А кто решает, какому коэну отдать труму? Кто решает, какому левиту отдать маасер? Кто решает, какому бедняку помочь? Тот, кто отделил эти пожертвования, — хозяин плодов, тот, кто их вырастил. Он вправе решать, кому их дать.
Принято в еврейском народе отделять десятину на помощь бедным и поддержку изучения Торы. Хафец Хаим пишет: тому, кто начинает отделять десятину, следует делать это, не принимая на себя это как обет. То есть, не обязаться отделять ее всегда. Это необходимо для того, чтобы, если он по какой-то причине не сможет отделить десятину, обет не был нарушен, не дай Б-г.
Как мы сказали, хозяин решает, на что дать деньги десятины. В Талмуде есть линии и правила предпочтения. Например, помогая бедным, надо отдать предпочтение своим родственникам, затем бедным своего города. Это выводят из слов Торы.
Хатам Софер пишет об этом так: твоим родственникам и беднякам твоего города надо отдать предпочтение перед другими. Но это не означает, что ВСЕ деньги десятины надо раздать только собственным родственникам и землякам. Иначе получится, что бедняк, у которого есть состоятельные родственники, отделяющие десятину, будут иметь кусок хлеба. Что же, бедняки, у которых нет таких родственников, должны умереть с голоду? Бедняки, у которых есть состоятельные земляки, отделяющие десятину, получат помощь, а тем, в чьем городе таких людей нет, умереть с голоду? Поэтому мнение Хатам Софера — в Талмуде указан только порядок предпочтений. Нуждающимся родственникам и землякам надо дать больше, но оставить и для других.
Кто решает, кому дать и как? Тот, кто отделяет десятину. Хозяину проще принять такое решение. Если он передает, например, деньги габай-цдака, чтобы тот решил сам, габай обязан решить, кому правильнее отдать деньги, кто больше нуждается. Хозяин же должен стараться принять оптимальное решение, но, в конечном счете, он может поступить так, как ближе его сердцу. В этом смысле хозяину легче, чем габаю. Он может сказать: мне вот этот бедняк нравится, я ему хочу дать больше. Это его право. Габай может только сказать, что этому бедняку полагается дать больше, на мой взгляд, он более нуждающийся. Или: этот бедняк — талмид хахам и ему следует помочь прежде и т. д. Личные предпочтения габая не имеют в данном случае никакого значения. Габай — не хозяин, он только распределяет.
В нашей главе есть очень интересный закон — о благословлении коэнов. Это великое благословление, слова которого приведены в самой Торе. Слава Б-гу, тут, в Земле Израиля обычай — произносить благословление коэнов каждый день. Сфарадим по всему миру произносят благословление коэнов каждый день. А ашкеназские евреи вне Земли Израиля — только в праздники и даже в праздники — только в Мусафе (дополнительная праздничная молитва).
А-Гро хотел ввести обычай для ашкеназских евреев, живущих вне Земли Израиля, произносить/слушать благословение коэнов каждый день. Но у него не получилось. Он собирался назначить в своей синагоге день, когда будет произнесено это благословение, как вдруг его забрали в тюрьму. Рав Хаим из Воложина однажды принял решение, что на следующее утро коэны благословят народ в Воложине. Но в ту ночь синагога сгорела. Они увидели, что, по-видимому, на Небесах не соглашаются менять принятый обычай, вероятно, из уважения к раввинам прошлых поколений, которые так себя не вели.
Но ученики А-Гро, приехав в Землю Израиля, постановили, чтобы и ашкеназы произносили благословение коэнов каждый день, тем более что тут первая община была сефардская, а для них это привычно. Скажу вам честно, когда я еду в США, если есть возможность выбирать — читать утреннюю молитву в ашкеназской синагоге или сефардской, я выбираю сефардскую. Знаете, почему? Чтобы услышать благословление коэнов.
Рассказывают про раввина из Бриска зацаль: у него собирался миньян и коэна иногда приходилось ждать. Не у всех было на это терпение. Как-то раввин из Бриска сказал им: этому мы должны учиться у хасидов. Если они услышат, что браха (благословение) такого-то ребе имеет силу, приедут даже издалека и будут ждать, пока не получат браху. А тут Сам Б-г повелел коэнам благословлять народ. Конечно, стоит подождать.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.