Темы: Недельная глава, Ахарей мот, Интимные отношения, Святость, Разврат, Рав Бенцион Зильбер
Когда-то в связи с постом 9 ава, когда мы оплакиваем гибель Первого и Второго Храма, мы говорили о причинах разрушения Первого Храма и приводили слова, записанные в «Пиркей авот» («Поучениях отцов») от имени Шимона-праведника: «На трех вещах стоит мир: на Торе, на служении и на добрых делах» (1:2).
Анализируя эти слова, Маараль из Праги объясняет, что три перечисленные в них вещи охватывают весь спектр духовной деятельности человека, все те задачи, ради которых ему дана жизнь: «служение» подразумевает выполнение заповедей, определяющих обязанности человека по отношению к Б-гу, в «добрых делах» человек реализует отношение к другому человеку, а слово «Тора», по-русски – Учение, указывает на обязанности человека по отношению к самому себе, работу над собой, ибо человек, изучающий Тору, духовно растет. На этих трех направлениях лежит путь человека к совершенству.
Своей духовной деятельностью человек поддерживает существование мира, от человека зависит устойчивость трех его основ. А движение в обратном направлении разрушает основы мира.
Среди неправильных действий человека три находятся под самым строгим запретом Торы, за них полагается смерть по приговору суда или карет (духовная смерть) – самые строгие наказания. Нарушения этих запретов человек обязан избежать даже ценой жизни. Что это за грехи? Идолопоклонство, убийство, разврат.
Маараль из Праги соотносит три эти греха с тремя основами, на которых стоит мир: служению противолежит идолопоклонство – самое тяжкое преступление человека против Б-га, измена Б-гу; добрым делам противолежит убийство (в терминах Торы – пролитие крови) – самое тяжкое преступление против человека, лишение человека самого дорогого, что у него есть, – жизни; Торе, которая поднимает человека над материальным миром, в духовные сферы, противолежит разврат (вступление в запрещенные Торой половые связи) – самое тяжкое преступление человека против самого себя, погружающее его в наиболее приземленное, сугубо материальное, почти животное состояние (в подтверждение последнего Маараль приводит в качестве примера жертву ячменем, которую во времена Храма должна была приносить сота – женщина, подозреваемая в измене мужу; ячмень – пища для скота, в отличие от пшеницы, пищи для человека).
В главе, которую мы сегодня рассматриваем, Тора много говорит об отношениях между полами. Она со всей ясностью указывает нам, что наше поведение в этой сфере не должно быть произвольным, «непосредственным». В последнем разделе главы «Ахарей мот» сказано: «И соблюдайте Мои законы и Мои правопорядки, которые будет исполнять человек, и жизнь обретет ими. Я Г-сподь» (18:5). А затем следуют семнадцать стихов, перечисляющих запрещенные Б-гом половые связи. Завершается глава словами: «…не оскверните себя ими. Я Г-сподь, ваш Б-г» (18:30).
Как известно, осквернить можно лишь то, что свято. Неправильные отношения между мужчиной и женщиной оскверняют их именно потому, что в своей сущности, в своем правильном проявлении, отношения эти святы. Люди же именно эту область отношений особенно склонны упрощать, сводя ее к наслаждению или, что еще хуже, наверно, – к товару, смотрят на них, как ребенок на бутерброд с вареньем. Мать мажет варенье на хлеб, чтобы ребенок съел хлеб и насытился. А ребенок слизывает варенье и не трогает хлеб, оставаясь голодным. Заметим, кстати, что в наше время отношения между полами вообще упростились до предела. К удовлетворению потребности в пище наши современники относятся куда с большей серьезностью.
Человек – со всеми его физическими органами и инстинктами – творение Б-га. И у всех его, человека, физических органов и инстинктов есть свое назначение. Всевышний наделил сексуальное влечение и потребность в продлении рода совершенно исключительной силой – чтобы эта сила побуждала нас реализовать задачи, ради которых нам даны эти потребности. А каковы эти задачи? Их две. Мощная тяга сексуального влечения дана нам не только для физического, но и для душевного и духовного сближения мужчины и женщины, для слияния их в одно целое. Это первая задача. А вторая – деторождение со всеми его радостями и тяготами.
В Гемаре, в трактате «Шабат», 152а, рав Каанэ размышляет о том, что происходит с человеком, когда он приближается к концу жизни, к физической смерти. Он говорит о старости, упадке сил, спаде потенции, утрате вкуса к еде и т.п. И в связи с этим – о силах жизни, комментируя стих из псалма, воспевающего мощь Творца: «Ибо сказал Он – и явилось, повелел – и предстало!» (Теилим, 33:9). Рав Каанэ объясняет: «…сказал Он – и явилось» – это женщина, «повелел – и предстало» – это дети.
Как видите, наши мудрецы высказывались весьма лаконично, почти конспективно. А значат слова рава Каанэ, что сила инстинктов пола – влечение к женщине и тяга к потомству – у человека не случайна, столь могучими, столь прекрасными в наших глазах женщину и детей сделала воля всемогущего Творца. Ведь если взглянуть «объективно», ничего особенно привлекательного нет ни в близости с женщиной, ни в беременности и деторождении, ни в заботах о детях.
Как мы знаем, создавая животных, Всевышний сразу создал их парами – самца и самку, а создавая человека, поступил по-другому: создал Адама, а потом из части его тела создал женщину. В комментарии на книгу «Берешит», где, как мы знаем, об этом говорится, Рамбан спрашивает, почему Всевышний так поступил. И отвечает на этот вопрос: чтобы женщина была частью мужчины (как сказано в Торе, кость от кости и плоть от плоти – Берешит, 2:23) и чтобы эта спаянность между мужчиной и женщиной передавалась от первого человека и его жены всем последующим поколениям: «Потому оставит человек своего отца и свою мать, и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью» (там же, 2:24). Другими словами, действием, которым Всевышний создал мужчину и женщину, Он создал предпосылку душевной близости, заложил в человеке естественную склонность к созданию семьи, чего у животных нет .
Сила полового инстинкта такова, что стимулировать его «для забавы» небезопасно. Поэтому Тора ограничивает общение между мужчинами и женщинами, не связанными родственными узами, предписывает и женщинам, и мужчинам скромность и сдержанность в поведении, одежде и разговоре.
Духовный рост человека в большой степени зависит от его владения своими страстями и от умения отдаляться от того, что Тора называет развратом.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваигаш
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Евреи в Египте перестали чувствовать себя гостями. Коронация Йосефа стала отправной точкой путешествия в изгнание на более чем два века.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
Биньямин украл чашу, он вор!