Темы: Тора и бизнес, Рав Цви Шпиц
«Комитет по строительству» общины «Аншей эмуна» принял решение о приобретении новых кресел для главного зала своей синагоги. Члены комитета встретились с плотником и согласились заказать у него определенное количество кресел. Однако никаких договоров подписано не было, и никакого «киньяна» (символического действия, устанавливающего наступление обязательств и переход права) произведено тоже не было. Вскоре после этого один из членов общины предложил предоставить кресла необходимого качества в аналогичном количестве по намного более привлекательной цене. Как представители и агенты общины, члены комитета постоянно озабочены тем, как потратить ровно столько общественных денег, сколько необходимо, но не больше. Поэтому они спрашивают: разрешено ли им сейчас «дать задний ход» и отказаться от сделки с плотником, чтобы заполучить кресла по более низкой цене?
Любое соглашение, стороной в котором выступают община, группа людей, или их представители, должно соблюдаться, даже если договоренность не была закреплена киньяном или письменным контрактом (несмотря на то, что частное лицо в аналогичной ситуации не будет обязано соблюдать условия устной сделки)1. Данное правило остается в силе даже если соблюдение соглашения приведет к «потере» общественных денег2. Но если выяснится, что сами вещи, приобретаемые группой, имеют недостатки, то можно отменить сделку на этом основании3.
Аналогичным образом, если сделка касалась предметов, которые еще не были изго-товлены, или их не успел закупить поставщик (т.н. «вещь, которая не пришла в мир»), или исполнение сделки зависит от каких-то посторонних, внешних причин (т.н. «асмахта») — договоренности, которые, с т.з. алахи, не обязывают частных лиц, даже если их закрепили с помощью киньяна, все равно продолжают обязывать, когда люди заключают их как члены общины, или как их представители4.
В то же время, если представители общины соглашаются на сделку, о которой еще на этапе заключения было известно, что она не в полной степени соответствует интересам общины (например, приобретаемое имущество стоит слишком дорого или не пригодно для общинных нужд), сделка аннулируется и объявляется недействительной5. Точно так же, если представители не были уполномочены заключать те или иные сделки без согласия комитета, общего собрания членов общины и т.д., то любая сделка, заключенная ими без этого необходимого согласия, может быть расторгнута и объявлена недействительной по отношению к членам общины (хотя допустим и такой вариант: от представителей, заключивших сделку не имея на то полномочий, потребуют исполнить ее до конца, погасив обязательства по ней из своих личных фондов)6.
1 Этот закон изложен в респонсах Роша (6.19) и в комментарии «Агаот Мордехай» («Бава Меция», №457-458). Его приводят автор «Даркей Моше» («Хошен Мишпат» гл. 333), а также раби Акива Эйгер в своих примечаниях к «Шулхан Аруху» («Хошен Мишпат» гл. 333.2) и «Нетивот а-Мишпат» там же. Под «группой людей» подразуме-вается любое объединение из трех и более человек. Автор «Нетивот а-Мишпат» считает, что столь малая группа не считается общиной и не подлежит особому режиму регулирования до тех пор, пока она не наймет человека для исполнения заповеди в интересах этой группы (рава, учителя и т.д.).
2 Правило действует в обе стороны: группа людей обязана соблюсти свое слово, данное частному лицу, и точно так же отдельный человек, взявший на себя устные обязательства перед группой, тоже обязан сдержать слово (респонса Рашбаша №112).
3 Респонса Рашбаша №566.
4 «Агаот Мордехай» (см. выше).
5 В целом, всякий раз когда агент уполномочен заключать сделки, что-то приобретать и т.п. в интересах другого лица, его право действовать в качестве агента сводится к тем действиям, которые направелны на получение выгоды; если заключенные им соглашения или покупки, которые он делает, наносят ущерб лицам, которые его уполномочили, то действия, которые он предпринял, отменяются как недействительные.
6 Респонса Рашбаша (там же); «Шулхан Арух» («Хошен Мишпат» 182.2,4,8).
Из журнала «Мир Торы», перевод Гавриэля Фельдмана.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.