Из цикла «Мишна Шаббат», темы: Мишна, Трактат Шаббат
ГЛАВА ПЯТАЯ
С ЧЕМ ЖИВОТНОЕ ВЫХОДИТ, И С ЧЕМ ОНО НЕ ВЫХОДИТ? ВЫХОДИТ ВЕРБЛЮД С ПОВОДОМ, ВЕРБЛЮДИЦА — С КОЛЬЦОМ В НОСУ, ЛИВИЙСКИЕ ОСЛЫ — С ЖЕЛЕЗНЫМ НЕДОУЗДКОМ, ЛОШАДЬ — В ОШЕЙНИКЕ И вообще ВСЕ, КТО ХОДИТ В ОШЕЙНИКЕ, ВЫХОДИТ В ОШЕЙНИКЕ И ВЕДУТСЯ ЗА ОШЕЙНИК, И БРЫЗГАЮТ НА НИХ, И ОКУНАЮТ ИХ — каждый НА ЕГО МЕСТЕ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ПЕРВОЙ
В Торе сказано (Шмот, 23:12): «Шесть дней будешь заниматься делами твоими, а в день седьмой не будешь работать — ЧТОБЫ ОТДОХНУЛ БЫК ТВОЙ И ОСЕЛ ТВОЙ…». Отсюда следует обязанность предоставлять и животным в субботу отдых от работы — то есть, запрещается в субботу заставлять их совершать работу для нужд человека. Например, так же, как самому человеку запрещается в субботу выносить груз в общественное владение, ему запрещается позволить своему вьючному животному выйти в общественное владение с грузом на спине. Впрочем, то, что необходимо для охраны животного, не считается для него грузом — при условии, что без этого животное может потеряться. Точно так же предметы, в которых животное нуждается для защиты от жары или холода или от чего-либо другого, приравниваются к одежде для человека, и оно выходит с ними в субботу. Однако любая другая вещь, не предназначенная для охраны животного или не способствующая ей, или обеспечивающая охрану более строгую, чем та, в которой нуждается само животное, и так же любой лишний предмет, в котором само животное не нуждается — даже украшение, — в случае, когда для животного оно непривычно, — считается грузом, и запрещается выпускать животное с ним в субботу.
Итак, подробности этих положений рассматриваются в этой главе.
С ЧЕМ ЖИВОТНОЕ ВЫХОДИТ в субботу в общественное владение, И С ЧЕМ ОНО НЕ ВЫХОДИТ? То есть, что считается грузом, с которым запрещается человеку позволить своему животному выйти в субботу, — поскольку Тора предписывает человеку дать своим животным возможность отдохнуть от работы в субботу?
ВЫХОДИТ ВЕРБЛЮД С ПОВОДОМ — с веревкой, привязанной к цепочке, продетой через его щеку, за которую его ведут.
Выходит ВЕРБЛЮДИЦА С КОЛЬЦОМ В НОСУ. В перегородке носа верблюдицы делают отверстие и продевают в него специальное кольцо [к которому привязывают повод], потому что верблюдица требует более строгой охраны, нежели верблюд-самец.
ЛИВИЙСКИЕ ОСЛЫ — сильные и упрямые и требующие поэтому более строгой охраны, чем другие ослы, выходят в субботу С ЖЕЛЕЗНЫМ НЕДОУЗДКОМ.
ЛОШАДЬ — выходит В ОШЕЙНИКЕ — то есть с цепочкой вокруг шеи.
Раши разъясняет: на шею лошади надевают нечто вроде большого браслета с кольцом посередине, через которое продевают ремень, за который лошадь ведут.
И вообще ВСЕ, КТО ХОДИТ В ОШЕЙНИКЕ — каждое животное, на шею которого обычно надевают ошейник (например, охотничья собака и т.п.), — ВЫХОДИТ В ОШЕЙНИКЕ — разрешается выпускать их в субботу с ремнем, укрепленным в ошейнике и обвязанным вокруг их шеи (Гемара), который не считается грузом для них, поскольку так они выходят обычно (Раши), — И ВЕДУТСЯ ЗА ОШЕЙНИК — и разрешается их тянуть за ремень, прикрепленный к их ошейнику — поскольку таким образом их обычно удерживают, не давая убежать.
И БРЫЗГАЮТ НА НИХ — НА КАЖДЫЙ ошейник НА ЕГО МЕСТЕ. Если цепочки, надеваемые на шею животных, осквернились ритуальной нечистотой трупа, чтобы очистить их, на них брызгают водой, смешанной с пеплом рыжей телицы, не снимая с шеи животного.
И ОКУНАЮТ ИХ — каждый НА ЕГО МЕСТЕ. Разрешается также окунуть в миквэ цепочку прямо на шее животного, не снимая ее — то есть свести все животное в воду для того, чтобы окунуть его ошейник.
Несмотря на то, что все предметы, специально предназначенные для животных, не воспринимают ритуальную нечистоту, ошейник и ему подобные части сбруи являются исключением, поскольку они необходимы не животному, а человеку, чтобы управлять животным (Гемара). Поэтому если они осквернились, необходимо их окунуть в миквэ для того, чтобы вернуть им ритуальную чистоту.
Если цепочку на шее животного окунают, не сняв ее с шеи животного, она должна быть надета свободно, а узел, которым ремень привязан к ней, не должен быть туго затянут, — чтобы не препятствовать свободному доступу воды ко всем частям цепочки.
ОСЕЛ ВЫХОДИТ В ПОПОНЕ — ТОГДА, КОГДА ОНА ПРИВЯЗАНА К НЕМУ. БАРАНЫ ВЫХОДЯТ С «ПЕРЕДНИКОМ», ОВЦЫ ВЫХОДЯТ С КУРДЮКОМ, ПОДВЯЗАННЫМ КВЕРХУ, С КУРДЮКОМ, ПОДВЯЗАННЫМ КНИЗУ, И «ЗАКУТАННЫЕ». КОЗЫ ВЫХОДЯТ «ЗАВЯЗАННЫЕ». РАБИ ЙОСЕЙ ЗАПРЕЩАЕТ выпускать животных ВО ВСЕМ ЭТОМ, КРОМЕ «ЗАКУТАННЫХ» ОВЕЦ. РАБИ ЙЕЃУДА ГОВОРИТ: КОЗЫ ВЫХОДЯТ, «ЗАВЯЗАННЫЕ», ЧТОБЫ ВЫСУШИТЬ их молоко, НО НЕ ДЛЯ сохранения МОЛОКА.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ВТОРОЙ
ОСЕЛ ВЫХОДИТ В ПОПОНЕ — покрывале, накинутом ему на спину, чтобы он не замерз, — только ТОГДА, КОГДА ОНА ПРИВЯЗАНА К НЕМУ. Если попона не закреплена на осле, его запрещается выпускать в субботу в общественное владение из опасения, что попона упадет, хозяин осла поднимет ее и пронесет 4 локтя по общественному владению.
Гемара разъясняет, что мишна имеет в виду попону, привязанную к ослу еще накануне субботы, — потому что сделав это, хозяин осла тем самым показал, что его осла необходимо уберечь от холода, и тогда попона не рассматривается как груз. Однако привязать попону к ослу в субботу — запрещается, потому что это невозможно сделать без того, чтобы хозяин не прислонился к ослу, а в этом уже есть нечто от запрещенного в субботу использования животных (Йерушалми, Рашба, Бартанура), если же хозяин нарушил запрет и привязал попону в субботу, осла запрещается выпускать с ней (Бартанура).
БАРАНЫ ВЫХОДЯТ С «ПЕРЕДНИКОМ» из кожи, привязанным под их половым членом для того, чтобы воспрепятствовать их спариванию с самками ОВЦЫ ВЫХОДЯТ С КУРДЮКОМ, ПОДВЯЗАННЫМ КВЕРХУ, — чтобы облегчить им спаривание с самцами, — С КУРДЮКОМ, ПОДВЯЗАННЫМ КНИЗУ, — чтобы воспрепятствовать их спариванию с самцами, — И «ЗАКУТАННЫЕ» в специальное покрывало, предохраняющее от загрязнения их белую и мягкую шерсть.
КОЗЫ ВЫХОДЯТ «ЗАВЯЗАННЫЕ» — когда к вымени подвязан специальный мешочек. Иногда это делается для того, чтобы у козы пропало молоко, и тогда его привязывают очень туго, иногда — наоборот, чтобы сберечь молоко и собрать все капли, которые иначе упадут на землю, — тогда мешочек привязывают слабо.
РАБИ ЙОСЕЙ ЗАПРЕЩАЕТ выпускать животных ВО ВСЕМ ЭТОМ в субботу, КРОМЕ «ЗАКУТАННЫХ» ОВЕЦ, — потому что покрывало, берегущее их шерсть, — для них украшение.
РАБИ ЙЕЃУДА ГОВОРИТ: КОЗЫ ВЫХОДЯТ, «ЗАВЯЗАННЫЕ», ЧТОБЫ ВЫСУШИТЬ их молоко, — в этом случае разрешается в субботу выпускать их в общественное владение, так как мешки привязаны к их вымени туго, НО НЕ ДЛЯ сохранения МОЛОКА — тогда запрещается выпускать коз в общественное владение, потому что в этом случае мешочек привязан слабо и следует опасаться, что он упадет, а пастух поднимет его и пронесет 4 локтя по общественному владению.
И С ЧЕМ ОНО НЕ ВЫХОДИТ? НЕ ВЫХОДИТ ВЕРБЛЮД С «МЕТУТЕЛЕТ», НИ СО СВЯЗАННЫМИ НОГАМИ, НИ С ПОДВЯЗАННОЙ НОГОЙ — И ТАК ЖЕ ОСТАЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. НЕ ПРИВЯЖЕТ человек ОДНОГО ВЕРБЛЮДА К ДРУГОМУ И ПОВЕДЕТ, ОДНАКО БЕРЕТ ПОВОДКИ В СВОЮ РУКУ И ВЕДЕТ, НО ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО НЕ ОБМОТАЕТ ими свою руку.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ТРЕТЬЕЙ
И С ЧЕМ ОНО НЕ ВЫХОДИТ? С чем животное запрещается выпускать в субботу в общественное владение?
НЕ ВЫХОДИТ ВЕРБЛЮД С «МЕТУТЕЛЕТ». Согласно одной точке зрения, это седло, которое обычно надевают на верблюжий горб и которое иногда подвязывают под ремень, продетый под его хвост, чтобы этот ремень не натирал кожу (Раши, Ѓамеири) согласно другой — это кусок материи, который с какой-либо целью привязывают к хвосту верблюда — например, в качестве метки (Рамбам). Причина этого запрета — опасение, что «метутелет» упадет, человек поднимет ее и пронесет 4 локтя в общественном владении. Впрочем, если ее привязали и к горбу, и к хвосту верблюда, разрешается выпускать его в субботу в общественное владение (Гемара).
Не позволяют верблюду выйти в субботу в общественное владение НИ СО СВЯЗАННЫМИ НОГАМИ — когда передняя нога связана с задней, — НИ С ПОДВЯЗАННОЙ НОГОЙ — когда его нога согнута в колене и обе части ноги — та, что ниже колена, и та, что выше колена, связаны вместе, — так что верблюд в состоянии передвигаться, ступая только на остальные три ноги. И ТАК ЖЕ ОСТАЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ — запрещается выпускать их в субботу в общественное владение, если ноги их связаны каким-нибудь из этих способов: поскольку это — преувеличенно строгая охрана животного, [чтобы оно не убежало,] она приравнивается к грузу, с которым животное не выпускают в субботу.
НЕ ПРИВЯЖЕТ человек ОДНОГО ВЕРБЛЮДА К ДРУГОМУ И ПОВЕДЕТ за поводок первого верблюда, так как со стороны кажется, будто он ведет их на рынок продавать, ОДНАКО БЕРЕТ ПОВОДКИ всех верблюдов В СВОЮ РУКУ — так, что сами верблюды не связаны между собой — И ВЕДЕТ сразу всех верблюдов. При этом необходимо, чтобы из руки не высовывался конец поводка длиной в тефах и более, иначе это производит впечатление, будто человек несет одни ремни. НО вести верблюдов, взяв все их поводки в руку, возможно ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО человек НЕ ОБМОТАЕТ ими свою руку.
В Гемаре разъясняется, что это последнее положение не относится к субботе, но связано с запретом килаим. Поскольку случается, что некоторые из верблюжих поводков сделаны из льна, а другие — из шерсти, то, когда человек наматывает их все вместе себе на руку, он нарушает этот запрет: поскольку при этом его рука их нагревает, он совершает действие, связанное с нарушением запрета Торы (Ваикра, 19:19): «И одежда килаим — шаатнез — да не будет на тебе».
ОСЕЛ НЕ ВЫХОДИТ ни В ПОПОНЕ — ТОГДА, КОГДА ОНА НЕ ПРИВЯЗАНА К НЕМУ, НИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ — НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ОН ЗАТКНУТ, НИ С «ЛЕСТНИЦЕЙ» НА ШЕЕ, НИ С РЕМНЕМ НА НОГАХ. А КУРЫ НЕ ВЫХОДЯТ ни меченые НИТКАМИ, НИ С РЕМЕШКАМИ НА НОГАХ. БАРАНЫ ЖЕ НЕ ВЫХОДЯТ С ТЕЛЕЖКОЙ ПОД СВОИМ КУРДЮКОМ, И НЕ ВЫХОДЯТ ОВЦЫ С лучинкой из дерева «ХАНУН», И НЕ ВЫХОДИТ ТЕЛЕНОК СО СВОИМ ЯРМОМ, А КОРОВА — НЕ СО ШКУРОЙ ЕЖА И НЕ С РЕМНЕМ, завязанным МЕЖДУ ЕЕ РОГОВ. КОРОВА РАБИ ЭЛЬАЗАРА, СЫНА АЗАРЬИ, ВЫХОДИЛА С РЕМНЕМ, завязанным МЕЖДУ ЕЕ РОГОВ, — ЧТО было ПРОТИВ ЖЕЛАНИЯ МУДРЕЦОВ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ЧЕТВЕРТОЙ
Эта мишна продолжает перечислять то, с чем животные не должны выходить в субботу в общественное владение. Как уже было сказано, причины этого запрета — или в том, что эти вещи рассматриваются как груз для животных, или в опасении, что они упадут, и человек, подняв их, пронесет их по общественному владению на расстояние в 4 локтя.
ОСЕЛ НЕ ВЫХОДИТ ни В ПОПОНЕ, накинутой ему на спину для того, чтобы он не замерз, — ТОГДА, КОГДА ОНА НЕ ПРИВЯЗАНА К НЕМУ еще с пятницы (как разъяснялось выше, в мишне 2) НИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ на шее — НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ОН ЗАТКНУТ — несмотря на то, что колокольчик заткнули чем-то, чтобы он не звенел, — потому что наличие колокольчика на шее осла создает впечатление, что его ведут на рынок продавать НИ С «ЛЕСТНИЦЕЙ» НА ШЕЕ — если у осла есть рана на передней ноге или на спине, на шею ему, на уровне челюстей, привязывают нечто вроде маленькой деревянной лестнички, мешающей ему поворачивать голову, чтобы расчесывать рану НИ С РЕМНЕМ НА НОГАХ — когда его ноги во время ходьбы трутся одна о другую, его ноги обматывают широкими кожаными ремнями, чтобы предохранить их от поверждения.
Другое объяснение: если у осла треснуло копыто, его связывают кожаным ремнем до тех пор, пока оно не срастется (Ѓариф, Рамбам).
А КУРЫ НЕ ВЫХОДЯТ ни меченые НИТКАМИ, которые повязывают на них для того, чтобы не спутать с чужими, НИ С РЕМЕШКАМИ НА НОГАХ, которые повязывают им, чтобы они не рыли землю ногами и не разбили посуду, выставленную на двор.
Рамбам уточняет, что речь здесь идет и о курах, и о петухах.
БАРАНЫ ЖЕ НЕ ВЫХОДЯТ С маленькой ТЕЛЕЖКОЙ ПОД СВОИМ КУРДЮКОМ, которую подвязывают им, чтобы их большой курдюк не волочился по камням и не поранился с этой тележкой запрещается выпускать барана в общественное владение.
И НЕ ВЫХОДЯТ ОВЦЫ С лучинкой из дерева «ХАНУН». Гемара объясняет, что лучинку из древесины дерева «ханун», или «яхнун» [хна] вставляют овце в нос для того, чтобы она начала чихать и из ее носа выпали червяки. Однако бараны не нуждаются в этом средстве, так как червяки сами выпадают из их носов, когда они бодаются друг с другом.
И НЕ ВЫХОДИТ ТЕЛЕНОК СО СВОИМ ЯРМОМ. Теленку надевают на шею маленькое ярмо для того, чтобы приучить его склонять голову, и к тому времени, когда его начнут использовать для пахоты, будет легче запрягать его.
А КОРОВА НЕ выходит в общественное владение СО ШКУРОЙ ЕЖА, которой обвязывают ее вымя, чтобы помешать мелким животным и пресмыкающимся сосать ее молоко, когда она спит.
Другое объяснение — что шкурой ежа обматывают ее колени для того, чтобы предохранить ее от пиявок, сосущих ее кровь в то время, когда она стоит в воде (Ѓамеири). Причина запрета во всех перечисленных случаях, как уже упоминалось выше, — в том, что все эти вещи рассматриваются как груз для животного (Рамбам), или из опасения, что, если они упадут, человек их пронесет по общественному владению (Ѓамеири).
И НЕ выходит корова С РЕМНЕМ, завязанным МЕЖДУ ЕЕ РОГОВ — не имеет значения, для красоты или для того, чтобы она не потерялась (потому что и в последнем случае ремень рассматривается как груз для коровы, обычно не нуждающейся в таком средстве охраны).
КОРОВА РАБИ ЭЛЬАЗАРА, СЫНА АЗАРЬИ, ВЫХОДИЛА С РЕМНЕМ, завязанным МЕЖДУ ЕЕ РОГОВ, — ЧТО было ПРОТИВ ЖЕЛАНИЯ МУДРЕЦОВ. Как разъясняет Гемара, это была корова не раби Эльазара, сына Азарьи, а корова его соседки, однако из-за того, что он не остановил ее, корове дали прозвище, упоминающее его имя.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.