Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто уважаем? Тот, кто уважает других, как сказано: “Ибо к тем, кто относится ко Мне с уважением, отнесусь Я с уважением, а те, кто позорит Меня, посрамлены будут”»Пиркей Авот, 4, 1
Суббота дает идеальную возможность еженедельно посвятить несколько спокойных и ничем не нарушаемых часов индивидуальным или групповым занятиям Торой. Обычно они организуются в синагоге.

СУББОТНИЙ ДОСУГ

Весьма похвально заниматься в субботу такими делами, которые услаждают душу и приносят радость, если только они не нарушают субботние запреты. Неодобряемые Алахой развлечения не могут быть оправданы тем, что это, мол, доставляет человеку удовольствие. Поскольку разные люди радуются самым разным вещам, признание правомочности таких мотивов ведет к полному разрушению уникального духа субботы и превращению ее в еще один рутинный «день отдыха».

Но одно из главных субботних занятий — изучение Торы. Наши мудрецы говорили: «Суббота и праздники даны народу Израиля только для того, чтобы он имел возможность учить Тору». В будни далеко не все могут посвятить Торе хотя бы несколько часов, но в субботу каждый еврей имеет достаточно времени для духовного совершенствования в соответствии со своим уровнем и своими способностями.

Хотя чтение Торы во время утренней субботней молитвы формально является выполнением этой обязанности, этого, конечно, недостаточно. Суббота дает идеальную возможность еженедельно посвятить несколько спокойных и ничем не нарушаемых часов индивидуальным или групповым занятиям Торой. Обычно они организуются в синагоге.

Традиция предписывает изучать в субботу соответствующую главу Торы с комментариями. Кроме того, тот, кто имеет достаточную подготовку, посвящает время Мишне или Талмуду. Другие изучают Галаху или различные книги Танаха. Третьи отдают предпочтение книгам по еврейской истории или философии. Можно разбирать прочитанное в прошлый раз или изучать что-то новое. Но каждый еврей, от ученого до человека, получившего лишь начальное еврейское образование, должен часть субботнего дня посвятить каким-либо возвышающим душу занятиям.

В зависимости от времени года и места жительства можно рекомендовать такие занятия для тех немногих часов досуга, которые остаются после посещения синагоги, изучения Торы и субботних трапез:

• чтение;

• обсуждение с детьми того, что они видели и читали в течение недели;

• прогулка;

• встречи с соседями и друзьями, живущими неподалеку;

• шахматы, шашки и т.п. Детям, которые всю неделю учатся, такие игры доставят большое удовольствие. Еврей, соблюдающий субботу, ощущает не скуку от безделья, а удовольствие от великолепно проведенного праздника и сожаление от того, что он так быстро прошел.

СУББОТНИЙ ДЕНЬ

Утреннее б-гослужение

Утренние субботние молитвы — самые длинные и торжественные из всех б-гослужений недели. После молитвы «Шахарит» вынимают из ковчега (арон кодеш) свиток Торы и читают для каждого из семи вызываемых к Торе по одному отрывку из недельной главы. Потом вызывают восьмого молящегося для чтения соответствующей главы из книг Пророков (мафтир). После этого приступают к молитве «Мусаф» («Дополнительной»), которая называется так потому, что ее не читают в будние дни. Кроме того, субботняя служба обычно включает в себя: лекцию раввина или его обращение к верующим; участие кантора и профессионального хора, что способствует созданию праздничного настроения;

различные церемонии, например, празднование бар-мицвы. В американских общинах начинают субботнюю молитву обычно между восемью тридцатью и девятью часами утра. Она продолжается три-три с половиной часа — до полудня. В Израиле в большинстве синагог начинают службу в восемь утра, она длится два-два с половиной часа (краткость связана не с пропуском каких-либо молитв, а с тем, что ведут молитву не специально приглашенные канторы, а сами члены общины, лекции не читаются, а церемонии сведены до минимума). Многие — и в США и в Израиле — предпочитают молиться рано утром, сразу после восхода солнца.

Утренний субботний «Кидуш»

§ После молитвы, дома или в синагоге, делают «Кидуш». Он короче, чем «Кидуш» в пятницу перед вечерней трапезой.

Утренний «Кидуш»

И ПУСТЬ СОБЛЮДАЮТ СУББОТУ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ, СДЕЛАВ ЕЕ ДНЕМ ОТДЫХА ДЛЯ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ СВОИХ, — ТАКОВ ВЕЧНЫЙ ЗАВЕТ. ОНА — ДАННЫЙ МНОЮ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ ВЕЧНЫЙ ЗНАК ТОГО, ЧТО ШЕСТЬ ДНЕЙ СОЗИДАЛ Г-СПОДЬ НЕБО И ЗЕМЛЮ, А В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ НЕ СОВЕРШАЛ НИКАКИХ ДЕЯНИЙ И ПРЕБЫВАЛ В ПОКОЕ.

ПОТОМУ БЛАГОСЛОВИЛ Г-СПОДЬ СЕДЬМОЙ ДЕНЬ И ОСВЯТИЛ ЕГО.

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ. Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ!

§ Утренний «Кидуш», так же как и вечерний, предпочтительнее делать над вином, хотя вместо вина можно употребить любой другой алкогольный напиток. В таком случае вместо благословения над вином произносят:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ. Г-СПОДЬ. Б-Г НАШ. ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ПО ВОЛЕ КОТОРОГО СУЩЕСТВУЕТ ВСЕ!

§ До утренней молитвы не завтракают. Перед уходом в синагогу разрешается выпить стакан сока, чая или кофе.

Три субботние трапезы

§ В субботу полагается принять участие в трех трапезах (сеудот). Одну из них устраивают вечером, две других —днем. Там, где субботняя служба длится все утро, вторая, главная трапеза совершается около полудня. На третью трапезу {ссуда шлишит) собираются ближе к вечеру, перед заходом солнца. Обычно это скромный ужин, за которым, однако, обязательно едят хлеб. Нередко сеуда шлишит проводится в синагоге, между молитвами «Минха» и «Маарив». Все три трапезы сопровождаются одинаковым ритуалом: моют руки, произносят благословение над хлебом, поют субботние песни и пр.