Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний обратился к Моше через образ горящего куста и сказал, что пришло время заняться освобождением евреев из египетского рабства

Идея написать эту статью появилось у меня в начале месяца Ияр, в тот самый день, который располагает к размышлению об истории Еврейского Народа, Изгнании и Возвращении — согласитесь, Читатель, что Вы тоже об этом думали.

История, конечно же, учит нас. Но только тому, что люди никогда ничего из истории не учат — и правильно делают — уж слишком много в истории случайных фактов и неучтенных факторов, слишком велика свобода интерпретации. Но у нас, слава Богу, есть Тора, пророки и мудрецы — и мы часто имеем возможность рассматривать историческую реальность через призму Божественного откровения, отметая случайное от значимого, временное от вечного.

Как-то читал я книгу אחרית כראשית. В ней автор, рав Арье Шапиро, основываясь на мнениях великих р. Моше Хаим Луцатто и Виленского Гаона, доказывает, что избавление еврейского народа из галута всегда происходит в два этапа. Не будем рисковать, рассматривая каббалистические аспекты этого процесса, а проиллюстрируем этот принцип на примере Исхода из Египта, описанного в Торе, и возвращении евреев из вавилонского галута, описанного в книге Эзры и других книгах Писаниях.

Первая часть истории исхода из Египта, вкратце, такова: Всевышний обратился к Моше через образ горящего куста и сказал, что пришло время заняться освобождением евреев из египетского рабства. Моше пришел в Египет и принес евреям надежду на освобождение. Потом он идет к Фараону, эффектно уделывает там всех магов и говорит, от лица Всевышнего: «Отпусти народ Мой» — для служения Богу.

Фараон, однако, Богу не подчинился, евреев не отпустил — и даже совсем наоборот: рабство стало только еще более тяжелым, работы больше, условия хуже. И Моше ушел обратно в Мидьян; конец первой серии. Но через три месяца Моше вернулся и в этот раз все было по-другому. Чудо за чудом, и под триумфальное сопровождение десяти египетских казней еврейский народ таки вышел из Египта.

И в Вавилонском изгнании освобождение пришло в два этапа. Сначала персидский царь Кореш, под чьей властью были тогда изгнанные евреи, торжественно объявил, что сам Бог велел ему восстановить Храм в Иерусалиме, призвал евреев вернуться на Родину и пообещал всячески им содействовать в строительстве Храма. Многие откликнулись на этот призыв, оставили насиженные места и двинулись в землю Израиля, которая в то время была пустыней — по свидетельству Пророков, в ней не водились даже звери.

Но построить Храм тогда им так и не удалось — через некоторое время Кореш отменил свои указания, запретил алию и отказал в помощи тем, кто уже пришли в землю Израиля. И только через 18 лет другой персидский царь, сын царицы Эстер, тoй самой о которой мы читаем в Пурим, «санкционировал» продолжение строительства Храма. И эти 18 лет не были легкими — ни для тех, кто оказались в пустынной глуши без обещанной помощи, и ни для тех, кто остались в галуте. Это мы теперь знаем, что история Пурима закончилась хорошо, а они — были на волоске от смерти.

Конечно же, не все согласятся с тем, что два примера указывают на существование правила, но автор вышеупомянутой книги связывает два этапа Геулы (Избавления) с такими понятиями как Машиях сын (т.е., потомок) Йосефа и Машиях сын Давида и другими глубокими идеями Торы.

На самом деле, мне очевидно, что объяснение всех происходящих (и произошедших) событий написано, как говорится, прямым текстом — в этой недельной главе, Бехукотай. Эта глава говорит о будущем (не абсолютно светлом, прямо скажем), и на переломе между благословениями, которыми мы будем осыпаны если будем слушать веления Бога, и проклятиями, которые падут на нас в противном случае, есть короткая фраза, квинтэссенция участия Всевышнего в истории Еврейского Народа (26:13):

אני ה' אלקיכם אשר הוצאתי אתכם מארץ מצרים מהיות להם עבדים ואשבור מוטות עלכם ואולך אתכם קוממיות

В этом предложении, кстати единственный раз в Торе, галут называется ярмом, и Бог обещает нас от него освободить. Вроде как. Но не совсем так: если читать внимательно, то Он обещает лишь сломать מוטות העול. Как объясняет Раши, это такие связующие элементы, которые не позволяют животному это самое ярмо с себя сбросить. А само ярмо можно вполне тащить, по привычке, даже и без этих элементов.

То есть, «первый этап Избавления» — это не репетиция, проба пера или тому подобное. Это самое что ни на есть серьезное Божественное вмешательство в ход истории, создающее возможность для Еврейского Народа сбросить ярмо галута, выйти из изгнания и попытаться реализовать, своими силами, Божественный замысел Храма, Народа Служащего Творцу, Торы, руководящей всеми аспектами нашей жизни и т.п.

Но так уж получается, к сожалению, что из раза в раз мы этой возможностью не пользуемся. И в истории Выхода из Египта, когда никто не пошел за Моше и Аароном (Шемот 5:1), и в истории с Вавилонским галутом, когда, на самом деле, лишь немногие откликнулись на призыв Кореша, см., на пример, ילקוט שמעוני שה''ש תתקצ''ד.

И тогда приходится Всевышнему действовать по Плану «Б»: самому вытаскивать нас из галута, что и представляется нам «вторым этапом Избавления». Нам это кажется нормальным, и мы прямо так уж и просим в Биркат Амазон: ושבור עולנו מעל צווארנו, «И разбей ярмо [и сбрось его] с шеи нашей». Но интересно знать, как к такому ходу событий относится сам Всевышний: в следующий раз Избавление сразу начнется с плана «Б», как мы просим, или уже началось с плана «А», как написано в Торе?

Интересный вопрос.


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше

15 Ава — праздник любви?

Рав Исроэль-Меир Лау

«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»

Простить и забыть?

Переводчик Виктория Ходосевич

Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года

Пути мира и добра 4. Запрет мстить и хранить злобу

Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»

Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.

Ликутей Амарим — Тания, часть III. Глава 11

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».