Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Ислам, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Испания
Кордовское королевство распалось на многие мелкие княжества, и с этого времени христиане стали проникать на юг Испании. В 4845 (1085) году король Кастилии Альфонсо V захватил город Толедо в центре страны и сделал его своей столицей.
Несмотря на требования папы, отношение христианских завоевателей к евреям было благосклонным, так как они видели в евреях реальную политическую и экономическую силу. Альфонсо V надеялся с помощью евреев покорить и южную Испанию.
Но в этот момент из Марокко на помощь мусульманам пришли племена берберов — альморавидов, решивших очистить ислам от чуждых влияний. В 4846 (1086) году после тяжелого трехдневного сражения берберы разбили войска Альфонсо V и установили власть ислама над южной Испанией. Более двухсот лет Испания была разделена на две части: мусульманскую и христианскую. Христианскую еврейские писатели называли Эрец Эдом, а мусульманскую — Эрец Ишмаэль.
Начав с преследований, альморавиды вскоре осознали невыгоду такой политики и сменили кнут на пряник. Евреи появились при дворе, вновь стали занимать государственные должности. Известны имена нескольких крупных еврейских врачей.
Так продолжалось около шестидесяти лет, пока новая фанатичная секта альмухадов — выходцев из Марокко — не покорила южную Испанию. Альмухады изгнали из страны как евреев, так и христиан. Остаться могли только те, кто согласился принять ислам и исполнять все его законы.
Но таких среди евреев было немного. Большинство ушло в изгнание, переселилось в Эрец Эдом. За четыреста лет до этого арабы спасли евреев Испании от преследований христиан, а теперь евреи искали убежище в христианской стране.
Центр еврейства переместился в христианскую Испанию, культурным центром испанского еврейства стал город Толедо.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.