Из цикла «Становление личности», темы: Воспитание детей, Рав Йехиэль Якобзон
На этой стадии, после того, как высказанные нами положения подтверждены достаточно выразительными примерами, мы вправе, пожалуй, подвести некоторые предварительные итоги. Приведенные выше примеры показывают, что ощущения, постоянно возникающие в связи с какой-либо конкретной деятельностью, остаются в душе надолго. Это верно и в отношении ситуаций, когда, по здравом рассуждении, мы понимаем, что эта связь чисто случайна и не имеет ничего общего с сутью самой деятельности. Данное явление определяется как условная связь и означает, что в душе человека выработалась устойчивая ассоциация определенной деятельности с сопутствующей ей эмоцией. Педагог, добивающийся, чтобы его работа вызывала положительные эмоции у учеников, дает воспитанникам возможность получать удовольствие от процесса их воспитания. Обратное действие — вырабатывание отрицательных эмоций — порождает отрицательную условную связь.
Из-за постоянной спешки, забот о пропитании, непрерывных бытовых хлопот родители обычно спохватываются и вспоминают, что в круг их обязанностей входит и воспитание детей, лишь тоща, когда обнаруживают, что с детьми что-то неладно. А отсутствие специальных знаний и навыков приводит к тому, что их воспитательная «деятельность» сводится к наказаниям, окрикам, принуждению (ниже мы поговорим об этом особо). Следует осознавать, что все это никоим образом не может заменить подлинное воспитание. Если большинство переживаний воспитуемого, связанных с соблюдением заповедей и изучением Торы (или, по крайней мере, с его борьбой с самим собой по этому поводу), будет окружено такой атмосферой, то совершенно очевидно, что она породит весьма и весьма отрицательные условные связи.
Какие средства мы предоставили ребенку для борьбы за собственное духовное будущее? Перед каким выбором он поставлен? С одной стороны — улица с морем ее соблазнов и бурными страстями. С другой стороны — жизнь Торы, ассоциирующаяся у него с бесконечными ограничениями, запретами и аскезой. Что делать ребенку, чтобы уберечься от греха? Как мы можем ожидать от него, чтобы он стал подлинным рабом Господа и провел всю свою жизнь в атмосфере творческого наслаждения и духовного подъема? Вправе ли мы ждать от него, чтобы он продвигался дальше, опираясь лишь на собственные силы? Мы должны быть довольны, если он, в силу привычки, сохранит ту малость, которой научился, и будет соблюдать хотя бы «необходимый минимум заповедей». И даже если мы и этого не удостоимся и ребенок примкнет в конце концов к стану заблудших и отступников, то вправе ли мы осуждать его?
Как-то раз несколько педагогов собрались, чтобы обсудить проблему отступников. И один из самых умудренных опытом так очертил абсурдность ситуации: Подчас мне кажется, что лучший совет, который я могу дать родителям, это — «прекратите воспитывать!» Могу сказать со всей определенностью: реакция отторжения вырабатывается у детей именно на то, над чем родители особенно «потрудились». При встречах с родителями я постоянно слышу одну и ту же жалобу: «Но ведь именно в это мы вложили столько сил, так старались! Как же получилось, что именно здесь он нас так разочаровал?»
Сказанное выше наглядно поясняет это трагическое противоречие. Когда родители говорят о своих педагогических усилиях, они, как правило, имеют в виду свою реакцию на неудачи детей. Крайне редко (если такое встречается вообще) родители проявляют инициативу в деле воспитания. В огромном большинстве случаев их воспитательная работа является реакцией на те или иные поступки детей. И, как правило, речь тут может идти не о педагогической деятельности (такой, как мы ее определили), а лишь о наказаниях, принуждении, окриках, порождающих лишь отрицательную условную связь.
К этому надо добавить, что чем с большими трудностями в какой-либо области воспитуемый сталкивается, тем более сильный комплекс неполноценности это у него порождает. Таково правило: чем серьезнее препятствие, тем вероятнее провал, чем крупнее провал, тем сильнее порожденный им комплекс неполноценности.
Все вышеперечисленное раскрывает перед нами природу обсуждаемого явления. Для нас должно быть очевидно, что отрицательные условные связи заметно снижают шансы воспитуемого справиться с трудностями именно там, где это наиболее необходимо, где у него обозначилось слабое место и где от него как раз требуется особое старание и вера в свои силы.
Прежде всего — родители, обнаружившие, что их ребенок начинает отставать в какой-либо сфере, должны немедленно приступить к активной воспитательной работе. Воспитательная работа — это, как мы уже говорили, работа, вызывающая у воспитуемого положительные эмоции. Родители просто обязаны найти способы вызвать у ребенка положительную условную связь именно с той деятельностью, где у него возникли проблемы.
Можно, например, прибегнуть к материальному стимулированию. Но это лишь начало пути. Такой метод способен пробудить у воспитуемого желание преодолеть себя, но он непременно должен быть дополнен созданием у воспитуемого положительной условной связи. Без этого велика вероятность, что ребенок не осознает важности правильного поведения самого по себе. Кроме того, существует опасность, что по окончании «мероприятия» материального стимулирования все вернется на круги своя.
Очевидно, что главное средство создания положительной условной связи, — это моральная поддержка, одобрение.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»