Темы: Песах, Пасхальный седер, Маца, Арье Кацин, Египетское рабство, Исход из Египта
В первый день праздника Песах в синагогах читают главу «БО», продолжающую повествование об освобождении народа Израиля из египетского плена. Предыдущая глава «ВАЭРА» рассказывала о том, как фараон отказался отпустить народ по требованию Моше и Б-г послал на страну Нила невиданные прежде бедствия. Они начинались по слову Моше в точно указанный день и час и прекращались только тогда, когда правитель Египта соглашался освободить евреев. Однако обещания своего он не сдерживал, поэтому на головы египтян обрушивалось новое, еще более тяжелое бедствие. Так свершились девять из десяти «казней египетских».
И сказал Моше: «Так говорит Всевышний: около полуночи пройду Я по Египту. И умрут все первенцы в земле Египетской от первенца фараона, который сядет на троне, до первенца рабыни, которая за жерновами, и все первородное из скота. И будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет больше…»
Перед последней, самой страшной казнью, вслед за которой сразу пришло освобождение, Всевышний дал евреям первую заповедь: «десятого числа этого месяца пусть возьмет себе каждый человек по агнцу на семейство, по агнцу на дом… Агнец без порока, самец однолетний должен быть у вас, из овец или из коз возьмите его. И да будет он у вас сохранен до четырнадцатого дня сего месяца; тогда пусть зарежет его все собрание общины Израильской в сумерках… И пусть съедят мясо в ту ночь, жаренным на огне. С пресным хлебом и горькой зеленью будут есть его. Не ешьте его недопеченным или сваренным в воде, но жаренного на огне с головой и с ногами и с внутренностями его. И не оставляйте от него до утра, оставшееся до утра сожгите на огне…»
Это заповедь пасхальной жертвы, которую евреи должны были принести в ночь перед освобождением, точнее в сумерках, на исходе последнего дня плена, накануне первого дня свободы. Тора не разделяет примитивный взгляд на жертвоприношение как на подношение Б-гу. Каждая жертва имеет свою глубокую символику. Недостаточно вывести народ из Египта, нужно было превратить вчерашних рабов в свободных людей — этой цели и послужила пасхальная жертва.
Из книги пророка Йехезкеля мы узнаем, что евреи в Египте были закрепощены не только физически, но и духовно. Многие из них переняли языческую культуру и даже поклонялись местным божествам: животным и небесным светилам. Чтобы обрести самостоятельное национальное бытие, народ Израиля должен был сбросить с себя узы чужой культуры и религии. Поэтому Всевышний повелел зарезать ягненка, почитавшегося в Египте священным животным, и одним ударом ножа покончить с духовной ассимиляцией. Зарезанного ягненка нужно было зажарить целиком и съесть, не оставляя ничего на завтра, — к утру необходимо было полностью порвать с языческой философией и египетским образом жизни.
Другой смысл пасхальной жертвы — подавление рабской психологии, развившейся в евреях за годы изгнания и подневольных работ. Заповедь Всевышнего запрещала им приносить жертву втайне от египтян, варить жертвенное животное в закрытой кастрюле, разрезанным на куски, или жарить наспех, пока не увидят притеснители. «Не ешьте его недопеченным или сваренным в воде, но жаренного на огне, с головой и с ногами…»
Египтяне должны были видеть, что евреи бесстрашно приносят в жертву их священное животное. Ведь тогда стояли весенние дни месяца нисана, когда солнце находится в созвездии Овна, и, по мнению древних язычников, в это время овну дается особая власть над миром. Немало мужества требовалось вчерашним рабам, чтобы принести в жертву божество своих господ на их глазах. Но переборов страх и выполнив заповедь Всевышнего, они сделали первый шаг на пути к свободе. Всего лишь один шаг, в душе они еще долго будут оставаться рабами. Об этом говорят пресный хлеб и горькая зелень, которые предписано есть с пасхальной жертвой. В домах рабов тесто не успевает взойти, так как надсмотрщики гонят их на работу, и они едят пресный безвкусный хлеб. Горькая зелень не нуждается в комментариях — таков вкус жизни в неволе. И все же пасхальная жертва — начало освобождения, ее приносит не толпа рабов, а «собрание общины Израиля» — зародыш будущего народа.
«И пошли и сделали сыны Израиля, как велел Всевышний Моше и Аарону, так и сделали» — евреи пересилили себя и мужественно сделали все, как велел Творец, не упустив ни одной детали. "…И в полночь Всевышний поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, который сядет на трон, до первенцев узников, которые в тюрьме, и все первородное из скота. И встал фараон ночью — он и все рабы его, и все египтяне, — и был вопль великий в Египте, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. И призвал он Моше и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдете из среды народа моего и вы, и сыны Израиля и идите служить Всевышнему, как вы говорили… И напирали египтяне на народ, чтобы скорее выслать его из земли, потому что сказали: все мы умрем!.. И двинулись сыны Израиля из Рамзеса в Сукот, до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей… И испекли они тесто, которое вынесли из Египта пресными лепешками, ибо оно еще не взошло. Так они были изгнаны из Египта и не могли медлить, даже припасов не приготовили себе.
Тот факт, что в решающий момент египтяне выслали евреев из страны, накладывает печать Творца на все событие. Если бы в Торе не было упомянуто, что наших отцов выгнали из Египта, мы сегодня рассматривали бы Исход как победу рабов, восставших против своих угнетателей, — событие, подобных которому много в истории. Ведь народ Израиля насчитывал шестьсот тысяч мужчин — их побег из Египта вовсе не чудо, странно, что они терпели рабство и унижение так много лет! Однако история с тестом, которое не успело взойти, раскрывает нам глаза на истину. Египтяне не позволили евреям задержаться даже на минуту и силой выдворили их за пределы страны. То было великое чудо Исхода, указывающее на прямое вмешательство Б-га в ход событий: вчерашние хозяева силой изгоняют своих рабов на свободу, не давая им ни минуты на сборы!
«Время же пребывания сынов Израиля в Египте четыреста тридцать лет. И было по истечении четырехсот тридцати лет, сбылось в этот же самый день: полки Всевышнего вышли из Египта. Ночь эту хранил Всевышний, чтобы вывести их из земли Египетской. Эту ночь Всевышний (повелел) помнить всем сынам Израиля во всех поколениях их»
В ту самую ночь пятнадцатого нисана за четыреста тридцать лет до описанных событий Б-г обещал праотцу Аврааму, что потомство его будет рабами в земле чужой, но выйдет оттуда на свободу. Всевышний завещал нам всегда помнить эту ночь Исхода. Окончательное избавление, по утверждению Талмуда, также придет пятнадцатого нисана.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»