Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Одежда, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Запрет переноса не распространяется на то, что человек надевает. То есть при переносе любой вещи, к которой относится название «одежды», при условии, что ее используют как одежду, не совершается запрещённая мелаха переноса, ибо Тора не запретила нам ходить в шабат в одежде.
Надеванием и одеждой называется не то, что принято между людьми называть этими словами, а только то, что под ним понимали наши мудрецы, благословенна их память, указавшие нам определения «одежды» и «надевания». Без учета этого обстоятельства, даже если и переносят некоторую вещь посредством надевания, все равно при этом может нарушаться запрет переноса. Что является одеждой и надеванием? А) Если вещь называется одеждой, то есть выглядит, как одежда, и переносящий надевает ее так, как люди обычно ее надевают. Б) Даже если вещь не похожа на одежду, но переносящий одевает ее как одежду, то есть использует ее в качестве одежды, она тоже входит в разряд одежды, и ее надевание автоматически называется «надеванием», а не переносом. Что в данном случае называется использованием в качестве одежды? Если человек защищает этой вещью тело от жары, от холода, от дождя или от какой-либо другой непогоды, это будет считаться «принятым использованием одежды». Следовательно, если вещь не похожа на одежду и человек использует ее для других целей, например, для защиты одежды от дождя или грязи и т.п., поскольку любая защищающая одежду вещь считается второстепенной и является «ношей», она не называется одеждой, и запрещено выходить в ней в шабат. Следовательно, запрещено выходить в шляпе, покрытой куском ткани или полиэтилена от дождя, так как подобный предмет не является одеждой и не используется в данном случае в качестве одежды, поскольку предназначен для защиты шляпы от дождя. Поэтому выход с ним на улицу будет считаться переносом. (Есть разрешающие выходить в шабат в надетом на шляпу специальном пластиковом чехле, служащем для защиты от дождя.) Сказанное не относится к полиэтиленовым платкам, которые женщины надевают на шляпки и парики. Несмотря на то, что главная цель их защитить от дождя шляпку или парик, все же, поскольку незамужние девушки тоже носят такие платки (а в этом случае это будет защитой тела), их можно назвать одеждой, и, соответственно, все могут выходить в них. Хотя и без этого можно сказать, что подобные платки называются одеждой, так как принято завязывать их под подбородком, как обычные платки. И также разрешают ходить в шабат в калошах. Несмотря на то, что и они призваны в основном защищать обувь от дождя, все же можно сказать, что они выглядят, как одежда, и иногда даже одевают их для тепла, чего уже достаточно, чтобы назвать их одеждой. И также разрешено обернуть ногу бумагой или полиэтиленом, если это делают, чтобы защитить ногу (но если только для того, чтобы облегчить одевание и снятие обуви, это запрещено).
Ношение украшение тоже считается надеванием, поэтому разрешается выходить в шабат с украшениями, поскольку и они называются «одеждой». И в этом нет разницы между мужчиной и женщиной. Тем не менее некоторые воздерживаются надевать в шабат сразу несколько украшений, вследствие того, что есть мнения, запрещающие это из-за постановления мудрецов, как разъясняет Шульхан арух (см. там), и следует придерживаться сложившегося в каждом месте обычая.
Для того, кто не может ходить без палки, палка тоже относится к одежде. Поэтому ее не касается запрет переноса, и с ней можно выходить в шабат.
В шабат разрешается надевать перчатки и варежки, даже когда на улице не холодно. То есть поскольку они выглядят, как одежда, разрешается надевать их для любой необходимости. Более того, поскольку их надевают также и для красоты, этого достаточно, чтобы назвать их одеждой. Все же некоторые устрожают и не надевают никаких перчаток даже в холод, так как хотят следовать также приведенному в Шульхан арухе устрожающему мнению авторитетов. Согласно этому мнению, следует запретить ношение перчаток, так как их случайно могут снять в ршут арабим и пронести там 4 амы и т.д. (А если надежно пришить перчатки к рукаву, можно разрешить их ношение).
Что же касается детей, то, вероятно, все будут согласны, что в данном случае необходимо, чтобы перчатки (варежки) были пришиты к одежде, т.к. они часто их снимают (однако в данной ситуации не помогает использовать специальную веревку (резинку), которую пропускают сквозь рукава и крепят к ней перчатки, т.к. такая веревка не рассматривается как одежда).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»