Из цикла «Книга для изучения Торы», темы: Судья, Взятка, Недельная глава, Шофтим, Суд, Справедливость, Исраэль Зельман, Самосовершенствование
Рабейну Хаим-Йосеф-Давид Азулай (Хида) в книге «Нахаль кдумим» приводит аллегорическое толкование первых фраз главы.
Судей и смотрителей поставь себе во всех воротах твоих, которые Б-г, Вс-сильный твой, даёт тебе, для колен твоих; и рассудят народ судом справедливости. Не криви судом, не узнавай лиц (не лицеприятствуй) и не бери взятку, ибо взятка ослепляет глаза мудрецов и искажает речи праведные. Правду, правду преследуй, чтобы ты жил и овладел землей, которую Б-г, Вс-сильный твой, даёт тебе.
Объяснил р. Хаим Виталь (главный ученик Аризаля): Есть у человека несколько «ворот». «Ворота зрения», «Ворота слуха», «Ворота обоняния», «Ворота речи», «Ворота осязания». И должен сделаться человек самому себе судьёйдля всех деяний своихи раскрыть глаза свои (на собственные поступки). И поэтому сказано: «Судей и смотрителей поставь себе» (титен леха תתן לך) — [сказано] в единственном числе, ибо это для каждого человека из народа Израиля говорится, и [означает фраза] «поставь себе во всех воротах своих», что всякий человек должен установить заграждение (гедер גדר) во всех «воротах» своих[1]. Например, не смотреть на нескромное, не слушать слова запретные (злословие, ругательства и пр.) и т.д., и тогда он сам — не будет говорить запретное, не пойдёт совершать грех, не прикоснётся к запрещённому. И — мера за меру — он тогда удостоится того, что откроют ему ворота 310-ти миров (310 — гиматрия слова «Шай (שי)», т.е., «Дар» — количество миров, духовных уровней, даруемых праведнику в лучшем мире: в последней Мишне Талмуда, трактат Укцин, гл. 3, это выводится из 8-ой гл. «Притч» царя Шломо)… И когда поднимается душа — если удостоилась, открывают ей (ворота), а если нет — отталкивают её и запирают ворота перед ней (как описывается в Зоhаре, гл. «Хаей Сара»). И тот, кто будет разумен (яскиль ישכיל), исправится при жизни своей, и откроют ему ворота высшие, — это слова р. Хаима Виталя.
И можно завершить разъяснение отрывка сообразно мнению его (р. Хаима): «Судей и смотрителей поставь себе… для колен твоих (ли-шватеха לשבטיך)», — это страдания (слово «шевет» («колено») переводится и как «жезл», тут — карающий), как разъясняется в Мидраше «Шохар Тов» стих (из 23-го Псалма) «Жезл Твой, посох Твой — они успокоят меня»: «жезл твой» — это страдания. Следует раздумывать и рассуждать о страданиях — зачем они пришли[2]. И это смысл написанного: «Судей и смотрителей поставь себе… для страданий твоих», — страданий, «которые Б-г, Вс-сильный твой, даёт тебе», ведь это — качество Милосердия Его, — «так, как мучает (наказывает) человек сына своего» (цитата из гл. «Ваэтханан»), — чтобы пробудить дремлющее сердце к совершению Раскаяния. «И рассудят народ», — намёк на органы тела человека. «Судом справедливости», — если они (органы тела) согрешили — наказывать и мучать их (самоограничением и постом).
«Не криви судом», — не ищи самооправданий (аль тевакеш санигрон אל תבקש סניגרון). Ибо, хоть и [сказали мудрецы] (трактат Ктубот, лист 105), что «не видит человек вины за собой», [всё-таки преуспеет], если посмотрит хорошенько, с углублённостью прямой и судом истинным (бе-июн яшар ве-дин hа-эмет בעיון ישר ודין האמת). «Не узнавай лиц», — не следуй за тем, что видно глазу (за внешим впечатлением) — по виду аргумента Змея Первого, когда Хава увидела, что Древо «страсть для глаз»[3]. «И не бери взятку», — ведь часто совершает [человек] грех и преуспевает (имеет успех в жизни), и это — взятка сил зла (шохад ситра ахраשוחד סטרא אחרא ). В действительности же это (этот успех) — на недолгое время: заметь золотые слова, сказанные мудрецами: «Час благоприятен ему» (сказано в трактате Мегила, лист 7, о злодее, которому сопутствует удача), сказано именно «час (шаа שעה)», т.е., время краткое. «Ибо взятка ослепляет глаза мудрецов», — сколько очень великих заблуждались из-за своего злого начала и пробуждались (потом осознавали)[4]. «И искажает речи праведные», — ведь [взятка сил зла (т.е., успех злодеев)] искажает в глазах человека слова мудрецов Торы, и кажется ему, что они неправильны. «Правду, правду преследуй», — Тору Письменную и Тору Устную (поэтому повторено слово «правда») «Чтобы ты жил и овладел землей», — «Землёй Жизни» (так в Книге Зоhар называется лучший духовный мир).
[1] Слово «Шаар (שער)» (ворота) часто используется в Талмуде в значении «цена», «оценка» (например, выражение «йаца hа-шаар» из 5-ой гл. трактата Бава Меция переводится как «стала известна цена»). Т.е., по самой этимологии выражения «ворота зрения», «ворота слуха» — могут быть переведены как «оценка зрения», «оценка слуха», и в данном случае речь о самооценке.
[2] Т.е. в контексте стиха из Псалма «успокоение» — не столько прекращение страданий, сколько осознание их причин.
[3] Как правило, из-за силы влияния «злого начала», первое внешнее впечатление человека ошибочно.
[4] Праведный царь Шаул долго преследовал Давида как изменника, а потом раскаялся: в его собственных благих намерениях защитить страну от гражданской войны, не допустив двоевластия, была примесь простого желания сохранить корону.
Из «Книги для изучения Торы»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»