Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Трапеза, Суббота, Еврейский закон, Еда, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу, Варка
<р5>Шеия (ОСТАВЛЕНИЕ)
1. Источник запрета
Несмотря на то, что обычно разрешается начинать выполнение мелахи перед шабатом, даже если она сама завершится в шабат, в мелахе варки устрожили и запретили ставить на плиту (огонь) не сваренную еще пищу с тем, чтобы она сама доварилась в шабат. Причина того, что в варке устрожили более остальных мелахот, в опасении, что подобное разрешение приведет к совершению в шабат самой мелахи. Опасались, что, обнаружив во время еды (или перед едой) вечером в шабат, что пища еще не готова, забудут и прибавят огонь для ускорения варки, нарушив, таким образом, сразу запрет зажигания огня и запрет варки. Так как гзера была введена из-за опасности прибавления огня, не все ситуации подпадают под ее действие: только в случае, когда подобная опасность существует, эта гзера запрещает ставить на огонь еще до начала шабата кастрюлю с недоваренной едой (см. ниже).
2. Плита груфа и ктума, печь (духовка) с закрытой дверцей
Поэтому разрешается оставлять кастрюлю с недоваренной пищей на плите, которая груфа или ктума. Груфа — очищенная от углей, в которой остался только жар огня; ктума — когда огонь немного уменьшен за счет того, что засыпали угли золой и тем самым показали еще до начала шабата, что огонь (угли) уже не нужен. После такого действия мудрецы уже не опасались, что кто-нибудь станет ворошить угли в шабат, и разрешили ставить на такую плиту даже кастрюлю с недоваренной едой.
Таков же закон и относительно печи (духовки), если замазали (закрыли) дверцу печи глиной таким образом, что нельзя добраться до огня. В таком случае нет опасности, что разворошат угли, и разрешается поставить внутрь печи кастрюлю с недоваренной пищей. И идет речь не только о плите или печи, которые были во времена Гемары. Но таковы же и законы обращения с любым огнем, на котором готовят и который можно регулировать в шабат, и, соответственно, действует вышеприведенная гзера на «оставление», запрещающая оставлять на таком огне недоваренную пищу. Но любой подобный огонь можно подготовить как плиту, которая груфа или ктума, чтобы можно было ставить на него недоваренную еду. Это касается и газовых, и электрических плит, которыми мы пользуемся: если в них можно увеличить жар в шабат, запрещается ставить на них еще до начала шабата кастрюлю с недоваренной едой без того, чтобы сделать исправление, подобное исправлению груфа и ктума в плите времен Гемары, или замазать дверцы печи (см. ниже).
3. Современные плиты
Согласно описанному выше, в современных электрических и газовых плитах, используемых в наших странах, принято накрывать плиту на шабат металлическим или асбестовым листом, что подобно покрыванию огня во времена Гемары, то есть вышеописанной плите, где огонь (угли) покрыт золой (ктума). Разумеется, что разрешают использовать только такой лист, которым не покрывают огонь в будни; в противном случае не будет никакого знака, что нельзя поправлять огонь, то есть увеличить огонь в шабат. Ведь когда и в будни ставят кастрюли на тот же лист, незаметно никакой разницы между буднями и шабатом. Все же можно накрыть этот лист сверху металлической фольгой (некоторые устрожают и считают, что не помогает никакое покрытие). Некоторые добавляют к этому, что необходимо накрыть и ручки, регулирующие величину огня, но представляется маловероятным разрешить пользование плитой при накрытии только ручек.
Если завязать вышеупомянутые ручки или приклеить к ним что-либо, что не даст возможности увеличить силу огня или электрического тока без того, чтобы порвать этот предмет, вероятно, можно разрешить пользование плитой в шабат и без покрытия огня, поскольку это подобно замазанной дверце печи, как описано в п.2, но данный вопрос требует более серьезного исследования.
4. Современные печи (духовки)
В современных газовых или электрических духовках, открывающихся сбоку, или в грилях, в которых прикрыть огонь невозможно, есть единственная возможность: завязать ручки или наклеить что-либо на них или на дверцу, как было описано в предыдущем пункте, подобно замазыванию дверцы печи, упомянутому выше в п.2. В печах, где огонь увеличивается и уменьшается посредством термостата, необходимо быть очень осторожным, чтобы открытие или закрытие дверцы не привело к их зажиганию или погашению. Пользование печами, в которых невозможно регулировать огонь, вероятно, можно разрешить и без каких-либо специальных действий. Ведь так как тут никак невозможно увеличить огонь, нет места и для гзеры.
5. К какой еде относится запрет «оставления»
Несмотря на то, что есть мнение, что только полностью сваренную еду можно оставлять на плите, которая не груфа и не ктума, это мнение не стало довлеющим в алахе. Мы считаем, что эта гзера относится только к еде, которая не достигли уровня готовности «еды Бен Друсай», то есть половины или трети готовности (см. выше, гл.15, п.2), и мы следуем устрожающему мнению, т.е. в данном случае необходимо, чтобы еда была сварена наполовину. Но если пища достигла этого уровня готовности, разрешается оставить ее на плите, которая не груфа и не ктума. Что касается воды, то даже этого не требуется: достаточно, чтобы она достигла температуры яд соледет бо. Все же, по возможности, желательно действовать разрешённым по всем мнениям образом, и если нужно поставить еду на плиту, не покрытую, согласно вышеприведенным законам, то еда должна быть уже полностью сварена. (Видимо по этой причине, многие всегда накрывают плиту, даже если еда достигла готовности «еды Бен Друсай»).
6. Совершенно сырая пища
Так как причина гзеры на «оставление» в опасении, что, обнаружив вечером в шабат перед трапезой недоваренную еду, станут ворошить угли для ускорения варки, чтобы еда поспела к трапезе, гзера касается только еды, предназначенной для вечерней трапезы (или, по крайней мере, пригодной для нее). Но к еде, которую ставят на плиту, чтобы она была готова только к утренней трапезе, и она в любом случае сварится уже после окончания вечерней трапезы, эта гзера не относится. То есть если не собираются есть данную еду вечером, нет и гзеры: зачем ворошить угли, если это не поможет еде приготовиться к вечерней трапезе, а к утренней трапезе еда будет готова и без вмешательства человека.
Все это касается продуктов, требующих продолжительной варки, таких, как сырое мясо и т.п. Вследствие того, что они явно не смогут свариться к вечерней трапезе, о них, конечно, не думают и не станут подправлять огонь. Поэтому подобные продукты в сыром виде можно ставить перед шабатом на плиту, даже если она не груфа и ктума. Что же касается продуктов, не требующих длительной варки, таких как овощи, бобовые, вода и т.п., даже если собираются есть их только в утреннюю трапезу, не поможет то, что они сырые перед наступлением шабата. Ведь несмотря на то, что они сырые, они смогут свариться и к вечерней трапезе, и, соответственно, о них всегда помнят со всеми вытекающими отсюда последствиями. И не требуется для разрешения «оставления», чтобы кастрюля была наполнена только сырым продуктом. Достаточно, чтобы в кастрюле находился только один кусок сырого мяса.
7. Йом-тов, приходящийся на канун шабата
Канун шабата, который совпадает с йом-товом, отличается от остальных канунов шабата тем, что в обычный канун ша-бата разрешено оставить на плите, которая груфа или ктума, недоваренный продукт, но в йом-тов, который пришёлся на канун шабата, изначально стараются, чтобы все было сварено до состояния «еды Бен Друсай» до начала шабата, даже если кастрюля ставится на плиту, которая груфа или ктума. Все же при необходимости, видимо, можно облегчить и опереться на мнение считающих, что такой случай не отличается от остальных шабатов, и поэтому они разрешают оставлять на плите, которая груфа и ктума, недоваренную еду. Что касается воды, то, очевидно, если она немного нагрелась до шабата, то ее можно оставить по всем мнениям.
8. Осторожность в обращении с недоваренной едой
Уже упоминалось выше, что запрещается брать что-либо из стоящей на огне кастрюли с недоваренной едой, так как это уменьшает ее содержимое и, соответственно, ускоряет процесс варки. Поэтому необходимо проявлять осторожность, когда такая кастрюля находится на плите, (даже если плита — груфа или ктума), чтобы не брать из нее ничего, пока не будет совершенно очевидным, что все содержимое кастрюли уже сварилось. То же самое относится к некипяченой воде.
И то же при открытии духовки: если видно, что еда в ней еще не готова, закрыть снова дверцу духовки нельзя, так как этим ускоряют варку. Возможно по этой причине, многие ввели в обычай не оставлять даже на плите груфе или ктуме недоваренную еду, чтобы при извлечении еды из кастрюли не было опасения совершения мелахи варки.
<р4>ХАЗАРА (ВОЗВРАЩЕНИЕ)
9. Запрет возвращения
Уже упоминалось, что нельзя поставить в шабат кастрюлю даже на плиту, которая груфа или ктума. И запретили не только ставить на огонь кастрюлю с недоваренной едой, поскольку сама постановка такой кастрюли на огонь является нарушением запрета варки, но запрещено ставить на плиту и кастрюлю, к которой варка вообще не относится: например, кастрюлю с полностью сваренной едой, или с остывшей сухой едой, или с жидкой едой, которая не остыла окончательно. Причина запрета в том, что такое действие выглядит, как варка.
Кроме того, есть гзера, запрещающая возвращать на плиту, которая не груфа или не ктума, даже кастрюлю, которая до этого стояла на ней. Причина та же: со стороны это выглядит, как будто варят в шабат. По мнению некоторых авторитетов, причина гзеры в том, что могут поправить огонь. (См. ниже о том, что даже на плиту, которая груфа или ктума, не во всех случаях разрешают возвращать кастрюли.)
Поэтому в наших странах принято накрывать газовые и электрические плиты, чтобы иметь возможность возвращать в шабат кастрюлю на огонь, и делают это способами, описанными выше в законах оставления. (Как и там, есть авторитеты, которые устрожают, и также здесь считают, что в современных плитах покрытие огня не может помочь.) Тем не менее законы возвращения отличаются от законов оставления тем, что здесь не помогает завязывание ручек, но необходимо именно покрыть огонь.
10. Возвращение на другую плиту
В случаях, когда разрешают возвращать в шабат кастрюлю на плиту, разрешают возвращать ее и на другую плиту, покрытую в соответствии с законом, даже если вторая плита горячее первой. Отсюда мы учим, что разрешается переставлять кастрюлю на другое место на том же покрытии, т.е. переставить кастрюлю на более горячее место. Тем не менее это разрешается только тогда, когда кастрюля на первом месте сохраняла температуру яд соледет бо. В противном случае, это будет считаться новым оставлением на плите (шеия). Все сказанное относится к случаю, когда кастрюля стояла на самой плите. Но когда она стояла рядом с ней, например, на баке для воды и т.п., запрещено переставлять ее на саму плиту, даже если плита покрыта. Некоторые авторитеты запрещают переставлять кастрюлю с одного места покрытия на другое, если под ней изначально не было огня. Но и по их мнению разрешается это делать, если до начала шабата зажечь в том месте огонь, чтобы хорошенько прогреть там лист, и лишь затем погасить его.
Когда возвращают кастрюлю на покрытую плиту, не имеет значения, где она раньше стояла, на такой же плите или на обычном огне. В любом случае можно возвратить ее на плиту, которая груфа или ктума. Поэтому утром в шабат, если видят, что кастрюля выкипает (находится на непокрытом огне), разрешается приподнять ее и подложить под нее какое-нибудь покрытие. Таким образом, суть запрета возвращения: возвращать кастрюлю на плиту, которая не груфа и не ктума. И нас не касается, стояла ли она раньше на плите, которая груфа или ктума, или нет.
И необходимо знать, что все разрешения, которые есть в законах возвращения, относятся только к уже сваренной еде. Кастрюлю же с недоваренной едой запрещается возвращать на плиту. И даже переставить на другое место на той же плите запрещено, даже если плита покрыта как положено. Во всем этом следует быть очень осторожным, так как легко можно прийти к нарушению Торы.
11. Если огонь потух в шабат
Если в шабат обнаружили, что огонь под кастрюлей потух, но плита под ней еще достаточно горяча, чтобы поддерживать температуры кастрюли на уровне яд соледет бо, разрешается переставить кастрюлю на другую плиту, покрытую согласно алахе. Если же плита уже остыла, но еда еще имеет температуру яд соледет бо, то разрешается, в случае большой необходимости, перенести ее на другую покрытую плиту. (Посредством не-еврея, возможно, разрешается перенести кастрюлю на другую покрытую плиту все время, пока еда в ней достаточно горячая, чтобы употреблять ее в таком виде*). И все же, в случае, когда к содержимому кастрюли не относится запрет варки (например, кастрюля содержит сухую еду, даже остывшую, или жидкую еду, окончательно не остывшую), можно посоветовать поместить кастрюлю на другую, стоящую на огне, как было описано выше в гл.16, п.12, пп. А. Но нельзя заворачивать кастрюлю в тряпки, это запрещено в шабат, как сказано ниже в законах укутывания. Все же можно перелить еду в другую посуду и уже ее завернуть в тряпки, так как запрет укутывания не относится ко второму сосуду. Можно также сохранить теплую пищу, перелив ее в термос (или поместив на радиатор).
12. Условия, разрешающие возвращение
Уже упоминалось, что разрешается возвращать кастрюлю даже на покрытую плиту только в случае, когда еще не прерывалось первая шеия (первое с начала шабата пребывание кастрюли на огне). Лишь в таком случае подобное действие называется возращением (хазара). Если же первая шеия прервана, возвращение кастрюли на плиту уже не называется хазарой (алахическим возвращением), а считается новым помещением на огонь, что запрещено в шабат, ибо выглядит, как варка. Что считается «прерыванием» нахождения на огне, а что все еще «возвращением» — необходимые для этого условия установили наши благословенной памяти мудрецы:
(А) Необходимо при снятии кастрюли с огня иметь в виду возвратить ее назад. В противном случае, подобное возвращение — новая шеия. (И тем не менее есть облегчающие авторитеты, которые в случае необходимости разрешают возвратить кастрюлю и без начального намерения, но только при условии, что кастрюля еще находится в руках.)
(Б) Кастрюля должна оставаться в руках. Но если ее уже выпустили из рук, это будет считаться установкой на плиту заново. Все же, при необходимости, можно облегчить в случае, если поставили кастрюлю на скамейку или стол и т.п. (но не на землю). Но разрешается изначальнослегка опереть кастрюлю на стол, держа ее в то же время в руках.
(В) Еда должна оставаться в первом сосуде. Но если переложили ее во второй сосуд, его уже нельзя вернуть на огонь (есть поским облегчающие и здесь в случае необходимости).
(Г) Еще необходимо, чтобы кастрюля оставалась теплой. В противном случае ее нельзя возвратить даже на плиту, которая груфа или ктума (но есть, кто облегчают, когда еда сухая).
<р4>УКУТЫВАНИЕ (АТМАНА)
13. Виды укутывания
Существует укутывание (атмана) двух видов: в материалы, добавляющие тепло, и в материалы, не добавляющие тепла.
14. Что называется укутыванием
Название «укутывания» относится только к покрытию кастрюли со всех сторон. Но если она раскрыта хотя бы сверху, это уже не укутывание. Также не считается укутыванием, когда покрытия кастрюли ее не касаются (см. ниже).
15. Добавляющие тепло материалы
Запрещено заворачивать кастрюлю даже накануне шабата в материалы, добавляющие тепло, то есть в такие материалы, которые могут вызвать повышение температуры и продолжение варки, несмотря на то, что кастрюля уже снята с огня. В Шуль-хан арухе подробно описано, какие именно материалы считаются добавляющими тепло (отходы переработки маслин и т.п.). И не разрешается даже накрыть кастрюлю материалом, не добавляющим тепла, если снизу находится материал, добавляющий тепло. Таким образом, запрещено укутывать в тряпки кастрюлю, стоящую на подогреваемом водяном баке и тем более на огне. Несмотря на то, что сверху накрывают предметом, не добавляющим тепла, в данном случае тряпкой, вследствие того, что снизу находится предмет, добавляющий тепло, считается, что кастрюля укутана в материал, добавляющий тепло. Поэтому тот, кто хочет сохранить тепло кастрюли, стоящей на водяном баке, должен поместить ее в другую, бóльшую кастрюлю. В таком случае, поскольку кастрюли не соприкасаются между собой, это не укутывание, как было объяснено в предыдущем пункте. И поскольку это не укутывание, разрешается накрыть все это тряпками сверху, несмотря на то, что снизу находится предмет, добавляющий тепло.
16. Материалы, не добавляющие тепла
Разрешается укутать кастрюлю перед шабатом в материал, не добавляющий тепла. Например, накрыть ее одеждой, одеялом и т.п. (см. в Шульхан арухе, какие материалы не добавляют тепла). В сам же шабат всегда запрещено полностью укутывать кастрюлю даже в предметы, не добавляющие тепла. Но если кастрюля раскрылась в шабат, ее разрешается укутать снова. И также разрешается вынуть кастрюлю, а затем укутать ее в тряпки снова, так как запретили в шабат только начинать укутывание.
17. Законы укутывания в материал, не добавляющий тепла
Уже упоминалось выше, что укутыванием является только полное окружение кастрюли какой-либо тряпкой. Если же хотя бы сверху кастрюля не покрыта, это не укутывание. Поэтому при нагревании в шабат детской бутылочки посредством помещения ее в теплую воду (способом, разрешённым выше, см. мелаху варки, гл.16, п.12), запрещено, чтобы бутылочка была погружена в воду полностью, необходимо, чтобы часть ее оставалась немного приподнятой над водой, и тогда это не будет укутыванием.
Запрет укутывания в шабат в материалы, не добавляющие тепла, касается только самого первого сосуда: только тогда действует гзера, запрещающая укутывание. Но после того как еда переложена в другой сосуд, к этому сосуду уже не относится запрет укутывания.
18. Предохранять от нагревания
Укутывание имеет место, только когда намереваются сохранить пищу в теплом виде. Если же, наоборот, хотят предотвратить согревание, например, когда оборачивают холодную еду, чтобы она не нагрелась, это не называется укутыванием и разрешено.
19. Нарушил и «оставил», или «вернул» и т.п.
Нарушил и оставил (на плите кастрюлю с недоваренной едой), или вернул (кастрюлю на огонь), или укутал кастрюлю — будь то по ошибке или намеренно, и даже если сделал это через нееврея, — необходимо спросить раввина о том, разрешается ли использовать эту еду.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.