Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рассказ о деятельности вечернего колеля "Толдот Йешурун" в городе Ариэле

В прошлом у наших предков в Восточной Европе в каждом местечке была ешива. Она могла быть маленькая, без больших мудрецов, но о том, что там, где есть евреи, есть Тора, никто не спорил. Но времена шли, ценности менялись, еврейские дети, выростая, шли не в ешивот, а в университеты - ради науки, прогресса человечества и т.д. Постепенно евреи вернулись в страну Израиля, населили её просторы, основали цветущие города, вместе с ними были построены новые ешивот. Часть, возродившись из пекла катастрофы, обрели своё продолжение тут, в Эрец Исраель. Всё как будто шло своим чередом, но кое-где возникли интересные курьёзы. Говорили уже о том, что в достаточно больших городах вполне может не быть ни одной ешивы и большая часть горожан (потомков тех самых славных мудрецов) не увидят в этом ничего плохого, о чем мол ты говоришь? Если хочешь, съездишь в Бней Брак, а у нас тут и для более важных вещей нет места.

 

Одни из таких городов Ариэль, да, да, город насчитывающий более 18 тысяч человек не имеет своей ешивы, да что там ешива - тут кружки по изучению иудаизма даже среди израильтян редкость, а в русскоязычной среде и сказать страшно, бурным цветом цветут христианские секты, а что удивляться, откуда только приехавшему человеку знать, где находится истина? Вот он и клюёт на что попало, евреи за Иисуса. А в синагогу? Нет, он не пойдёт, там скучно, и всё на каком-то тарабарском языке.

 

Да, ситуация проблематичная, особенно среди русскоязычных евреев, которые не знают иврита, и которым даже то немногое, что имеется в городе среди израильтян, недоступно, как например, уроки Мишны, Гемары и недельной главы.

 

Правда стали происходить определённые изменения, нельзя сказать, что еврейские традиции совсем никого не интересовали, всё-таки в Ариэле русскоязычных много не только на улицах, но и в синагогах, многие евреи, хоть и несколько позже, начинают ценить то, что представляло смысл жизни для их отцов, в городе пользуются довольно большой популярностью курсы по иудаизму, которые действуют под покровительством матнаса.

 

Очень важным изменением в последнее время в нашем городе стало открытие вечернего колеля "Толдот Йешурун".

 

Самое сложное было вытащить людей из домов, по себе знаю, что нет той силы, которая в состоянии вытащить из дома человека после нелёгкого рабочего дня, когда так хочется отдохнуть и совсем не до учёбы. Поэтому, когда Моше Варшавский перед организацией колеля спросил моего согласия поучаствовать в этом деле, то я в принципе согласился сам, не очень веря в успех этого предприятия.

 

Но время шло, и неутомимая энергия нашего руководителя дала о себе знать, стали приходить люди, всё началось с нескольких человек, с 7-8, затем их число возросло, многие относились к этой идее скептически, но вскоре стало ясно, что у этой идеи есть шанс на успех. На сегодняшний день в Ариэле фактически нет ни одного русскоязычного религиозного еврея, который бы не слышал об открытии этого колеля, приходят не все, за недостатком времени, да и из-за большого расстояния от дома, но те, кто приходят, приходят ещё и ещё раз, а иногда и становятся постоянными участниками колеля.

 

Кроме колеля, Моше Варшавский часто организовывает экскурсии, благодаря которым его знают уже довольно широкие слои населения, часто совсем нерелигиозные. Вообще, когда говорим об этом человеке, то важно упомянуть о его незаурядных организаторских способностях, всем известно, что он талмид хахам, обладающий большой эрудицией, но о том, что он такой организатор, кто бы мог подумать? На сегодняшний день ещё немногое из его замыслов осуществилось, но уже есть кое-какие признаки. Во-первых, вокруг колеля организовалась очень сплочённая община, с хорошими отношениями внутри неё, во-вторых, почти каждые две недели у нас бывают лекции различных людей, среди них и крупных знатоков Торы, таких как Рав Разиель Минке, Моше Коган, и, конечно же, Рав Бен-Цион Зильбер. Из людей живущих внутри Ариэля успели дать лекции два человека: это Берл Барт, лекция о мировоззрении ХаБаДа, и Авраам Бормашенко - лекция на тему "Наука и религия". Обе прошли с большим успехом.

 

Отличительной чертой нашего колеля стало то качество, что в нём, несмотря на его небольшой размер, каждый пришедший может учить то, что захочет, одна хеврута занимается изучением Гемары, другая Алахи, третья молитвой и еврейским мышлением, и всё это в зависимости от уровня и желания каждого еврея.

 

Колель города Ариэля уже замечен и в соседних с ним поселениях, не редко из них приезжают люди. С нами своим опытом пытается поделиться группа учеников ешивы из Иммануэля, хоть мы и пытаемся учиться на удовлетворительном уровне, но для нас это некоторая проблема, мало опыта и маловато знаний, поэтому поддержка извне, от более опытных людей, на первых порах нам очень важна.

 

Не успела остыть почва от организации колеля, а у Моше Варшавского новые планы: это и попытка создать библиотеку книг на еврейские темы на русском языке при колеле, и организация бюро по трудоустройству, планы открыть курсы иврита, как совершенно необходимой вещи для изучения Торы, и курсы изучения идиша, курсы для женщин, и многое другое.

 

Таким образом, несмотря на то, что в Ариэле есть ещё много работы, можно надеяться, что Диомсит нашего времени, красивое место, превратится в крупнейший центр Торы в Самарии.

 

 


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.