Темы: Где учить Тору, Община, Самария
В прошлом у наших предков в Восточной Европе в каждом местечке была ешива. Она могла быть маленькая, без больших мудрецов, но о том, что там, где есть евреи, есть Тора, никто не спорил. Но времена шли, ценности менялись, еврейские дети, выростая, шли не в ешивот, а в университеты - ради науки, прогресса человечества и т.д. Постепенно евреи вернулись в страну Израиля, населили её просторы, основали цветущие города, вместе с ними были построены новые ешивот. Часть, возродившись из пекла катастрофы, обрели своё продолжение тут, в Эрец Исраель. Всё как будто шло своим чередом, но кое-где возникли интересные курьёзы. Говорили уже о том, что в достаточно больших городах вполне может не быть ни одной ешивы и большая часть горожан (потомков тех самых славных мудрецов) не увидят в этом ничего плохого, о чем мол ты говоришь? Если хочешь, съездишь в Бней Брак, а у нас тут и для более важных вещей нет места.
Одни из таких городов Ариэль, да, да, город насчитывающий более 18 тысяч человек не имеет своей ешивы, да что там ешива - тут кружки по изучению иудаизма даже среди израильтян редкость, а в русскоязычной среде и сказать страшно, бурным цветом цветут христианские секты, а что удивляться, откуда только приехавшему человеку знать, где находится истина? Вот он и клюёт на что попало, евреи за Иисуса. А в синагогу? Нет, он не пойдёт, там скучно, и всё на каком-то тарабарском языке.
Да, ситуация проблематичная, особенно среди русскоязычных евреев, которые не знают иврита, и которым даже то немногое, что имеется в городе среди израильтян, недоступно, как например, уроки Мишны, Гемары и недельной главы.
Правда стали происходить определённые изменения, нельзя сказать, что еврейские традиции совсем никого не интересовали, всё-таки в Ариэле русскоязычных много не только на улицах, но и в синагогах, многие евреи, хоть и несколько позже, начинают ценить то, что представляло смысл жизни для их отцов, в городе пользуются довольно большой популярностью курсы по иудаизму, которые действуют под покровительством матнаса.
Очень важным изменением в последнее время в нашем городе стало открытие вечернего колеля "Толдот Йешурун".
Самое сложное было вытащить людей из домов, по себе знаю, что нет той силы, которая в состоянии вытащить из дома человека после нелёгкого рабочего дня, когда так хочется отдохнуть и совсем не до учёбы. Поэтому, когда Моше Варшавский перед организацией колеля спросил моего согласия поучаствовать в этом деле, то я в принципе согласился сам, не очень веря в успех этого предприятия.
Но время шло, и неутомимая энергия нашего руководителя дала о себе знать, стали приходить люди, всё началось с нескольких человек, с 7-8, затем их число возросло, многие относились к этой идее скептически, но вскоре стало ясно, что у этой идеи есть шанс на успех. На сегодняшний день в Ариэле фактически нет ни одного русскоязычного религиозного еврея, который бы не слышал об открытии этого колеля, приходят не все, за недостатком времени, да и из-за большого расстояния от дома, но те, кто приходят, приходят ещё и ещё раз, а иногда и становятся постоянными участниками колеля.
Кроме колеля, Моше Варшавский часто организовывает экскурсии, благодаря которым его знают уже довольно широкие слои населения, часто совсем нерелигиозные. Вообще, когда говорим об этом человеке, то важно упомянуть о его незаурядных организаторских способностях, всем известно, что он талмид хахам, обладающий большой эрудицией, но о том, что он такой организатор, кто бы мог подумать? На сегодняшний день ещё немногое из его замыслов осуществилось, но уже есть кое-какие признаки. Во-первых, вокруг колеля организовалась очень сплочённая община, с хорошими отношениями внутри неё, во-вторых, почти каждые две недели у нас бывают лекции различных людей, среди них и крупных знатоков Торы, таких как Рав Разиель Минке, Моше Коган, и, конечно же, Рав Бен-Цион Зильбер. Из людей живущих внутри Ариэля успели дать лекции два человека: это Берл Барт, лекция о мировоззрении ХаБаДа, и Авраам Бормашенко - лекция на тему "Наука и религия". Обе прошли с большим успехом.
Отличительной чертой нашего колеля стало то качество, что в нём, несмотря на его небольшой размер, каждый пришедший может учить то, что захочет, одна хеврута занимается изучением Гемары, другая Алахи, третья молитвой и еврейским мышлением, и всё это в зависимости от уровня и желания каждого еврея.
Колель города Ариэля уже замечен и в соседних с ним поселениях, не редко из них приезжают люди. С нами своим опытом пытается поделиться группа учеников ешивы из Иммануэля, хоть мы и пытаемся учиться на удовлетворительном уровне, но для нас это некоторая проблема, мало опыта и маловато знаний, поэтому поддержка извне, от более опытных людей, на первых порах нам очень важна.
Не успела остыть почва от организации колеля, а у Моше Варшавского новые планы: это и попытка создать библиотеку книг на еврейские темы на русском языке при колеле, и организация бюро по трудоустройству, планы открыть курсы иврита, как совершенно необходимой вещи для изучения Торы, и курсы изучения идиша, курсы для женщин, и многое другое.
Таким образом, несмотря на то, что в Ариэле есть ещё много работы, можно надеяться, что Диомсит нашего времени, красивое место, превратится в крупнейший центр Торы в Самарии.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»