Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Скончался крупнейший духовный авторитет современного еврейства гаон раввин Йосеф-Шалом Эльяшив זצוק”ל

18 июля 2012 года, темы: Раби Йосеф Шалом Эльяшив, Траур

28 тамуза (18 июля) в полдень в иерусалимской больнице «Шаарей-Цедек» наступило резкое ухудшение состояния здоровья крупнейшего галахического авторитета последних 50 лет, руководителя нашего поколения раввина Йосефа-Шалома Эльяшива. В 16:47 пришло первое сообщение о его кончине на 102-м году жизни, которое потрясло сотни тысяч религиозных евреев во всем мире, потерявших сегодня крупнейшего духовного лидера.

Рав Йосеф-Шалом Эльяшив, да будет благословенна память о праведнике, родился в 1910 году в Шяуляе в известной раввинской семье — его дедом был крупнейший каббалист последних столетий рав Шломо бар Хаим Эльяшив — автор книги «Бааль а-Лешем». В 1923 году рав Йосеф-Шалом Эльяшив приехал в Эрец-Исраэль, где быстро приобрел известность своей необыкновенной преданностью Торе, интенсивно изучая ее по 18–20 часов в сутки. Как известно, в течение всей своей жизни он ложился в 9–10 часов вечера и вставал для учебы в 1–2 ночи, и так до поздней старости, даже в 100-летнем возрасте!

Крупнейший иерусалимский раввин и праведник рав Арье Левин (известный русскоязычному читателю по книге «Праведник нашего времени») предложил ему в жены свою дочь, но и после женитьбы, образ жизни р. Эльяшива не изменился — он продолжал только учиться. Про его преданность Торе ходили легенды. Говорили, что рав Эльяшив знает только как выглядит его дом и синагога, в которой он учился, и что он даже не знает названия ближайших улиц. Конечно, это было обычным обывательским преувеличением.

Рав Эльяшив быстро приобрел славу выдающегося знатока Торы и галахического авторитета. Также многие годы рав Эльяшив участвовал в работе раввинских судов, вынося вердикты по самым различным вопросам. В этот период его жизни с ним познакомился рав Ицхак Зильбер, который, как известно, многие годы отдал составлению гетов (разводных писем) и поиску агунот («соломенных вдов») — под руководством р. Эльяшива. Интересно заметить, что когда р. Ицхака Зильбера называли раввином, а он имел раввинский диплом, выданный прославленным раввином Моше Файнштейном, рав Ицхак говорил: «Я — не раввин, раввин — это рав Эльяшив».

У рава Эльяшива было 12 детей, и некоторых уже нет в живых. Одна из его дочерей погибла при иорданской бомбежке Иерусалима в 1948 году. Три его зятя являются крупнейшими раввинами современности. Это рав Хаим Каневский, рав Ицхак Зильберштейн и рав Азриэль Ойербах. Про семью Эльяшив рассказывают много интересных фактов. Один из них примечателен: в 2009 году у его внука родился правнук, то есть, рав Эльяшив удостоился увидеть шестое поколение своих потомков.

Несмотря на интенсивную учебу, он ежедневно принимал много сотен людей, которые советовались с ним по животрепещущим вопросам, помогал открывать ешивы и школы, стоял на страже интересов еврейства Торы. Уроженец Российской империи, раввин Эльяшив дал благословение на создание организации «Толдот Йешурун» — как и многих других русскоязычных ешив и организаций — и живо интересовался успехами в деле привлечения евреев из бывшего СССР к традициям отцов. Важно отметить, что его считали своим раввином различные группы религиозных евреев, и он, вне сомнения, являлся духовным руководителем всего еврейского народа.

Как известно, рав Эльяшив высоко ценил рава Ицхака Зильбера и просил его участия в решении самых трудных и секретных духовных вопросов. Эти три недели между постами 17 тамуза и 9 ава называются в еврейском народе «бейн а-мецарим» («между теснинами»). В эти недели мы скорбим о разрушенном иерусалимском Храме. Именно в эти же дни 8 лет назад умер крупнейший раввин и праведник, лидер русскоязычных евреев рав Ицхак Зильбер. Через несколько дней после кончины рава Ицхака рав Эльяшив поехал утешать единственного сына рава Зильбера — рава Бенциона Зильбера и в присутствии других раввинов попросил его продолжить дело отца и возглавить русскоязычное еврейство. Примечательно совпадение, что именно в эти скорбные дни мы потеряли самого рава Эльяшива…

Редакция Толдот. Ру вместе с миром еврейства Торы скорбит о смерти гаона рава Йосефа-Шалома Эльяшива. Похороны раввина, в которых приняли участие около 250 тысяч человек, состоялись на кладбище Ар а-менухот рядом с могилой его жены. Похоронная процессия отправилась в 22:00 с ул. Ханан, 10, тесного старого иерусалимского дома, где этот великий еврей прожил всю жизнь.

Как это принято по еврейскому закону, на похороны великого мудреца Торы приходят все, и кто его знал, и кто не был с ним лично знаком. Ночью в Иерусалиме невозможно было проехать ни на машине, ни на автобусе, ни на трамвае… Евреи пришли проводить раввина в последний путь, и это в очередной раз удивило каждого нерелигиозного человека, ведь в мире Торы не должность и звание определяют величие, а Тора, только Тора, и, конечно, высшей ценностью является человек — носитель Торы, великий раввин, которого мы оплакивали…

Рав Эльяшив (зацаль) пишет письмо для открытия «Толдот Йешурун». Справа — рав Ицхак Зильбер (зацаль), слева — рав Бен-Цион Зильбер


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.