Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б‑г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот. Происход ряд важных событий. Затем, спустя какое-то время, Аврам, у которого по-прежнему нет детей от жены Сарай, женится на своей рабыне Агар. У него рождается сын Ишмаэль, будущий родоначальник арабского народа. Далее следует подтверждение Всевышним вечного союза с Авраамом, обещание отдать навеки Кнаан, и требование в знак союза отныне делать обрезание мужчинам-потомкам Авраама на восьмой день от рождения, что будет знаком завета (союза) на теле каждого еврея. Всевышний сообщает, что Сара родит Аврааму сына, что он будет назван Ицхаком и что, говоря о союзе, Он, Всевышний, имеет в виду именно эту ветвь потомства Авраама. Авраам в тот же день делает обрезание себе и всем домочадцам. Аврааму в это время девяносто девять, его сыну Ишмаэлю — тринадцать лет.

Тема союза между Всевышним и нашем праотцем Авраамом упоминается в нынешней недельной главе дважды. Сначала Творец заключает с Авраамом брит бейн а-бетарим, «союз меж рассеченных частей»: «И сказал Он ему: Возьми Мне телицу троекратно, и козу троекратно, и овна троекратно, и горлицу и молодого голубя. И взял он Ему всех этих, и рассек их посередине (…) И вот горнило дымящееся и факел огненный, это прошло меж тех частей (…) В тот день заключил Г-сподь с Аврамом завет, говоря: твоему потомству дал Я эту землю от реки Египта до великой реки, реки Прат» (Берешит 15:9–18)

Можно предположить, что смысл церемонии заключается в том, что туша животного символизирует две части единого целого. Партнеры, заключающие союз таким образом, обещают представлять единое целое сейчас и в будущем.

Во второй раз основным условием союза стало выполнение заповеди об обрезании. «И я установлю Мой завет между Мною и между тобой и между твоим потомством после тебя в их поколениях заветом вечным. (…) Вот Мой завет, который вам соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя: чтобы обрезан был у вас всякий мужского пола» (Берешит 17:7:14).

Зачем нужны такие формальности? Почему приятельские отношения необходимо облекать в форму союза? Ответ — союзы нужны для закрепления отношений. Партнеры обещают оставаться верными один другому, вне зависимости от конкретных чувств в данный момент. Вечный союз между Б-гом и еврейским народом закрепляет эти отношения.

Отношения между Б-гом и народом Израиля строятся по двум дополняющим себя моделям. В книге «Песнь песней» связь Всевышнего с евреями сравнивается с любовью парня и девушки: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне» (Песнь песней 6:3). Девушка — это еврейский народ, а Б-г — ее возлюбленный. Такие влюбленные сохраняют верность даже во время долгой разлуки.

В недельной главе «Реэ» приводится еще одно описание связи Творца и еврейского народа — «Сыны вы Г-споду Б-гу вашему» (Дварим 14:1). А в главе «Шмот» народ Израиля называется «Сын Мой, первенец Мой» (Шмот 4:22).

Давайте рассмотрим эти две модели повнимательней. Одним из самых больших комплиментов для жены является признание мужа: «Я очень в тебе нуждаюсь». Всемогущему Творцу еврейский народ нужен для демонстрации собственного величия и чудес, если можно так выразиться. После выхода из Египта величие Б-га и его чудеса, которые видит весь мир, проявляются именно через еврейский народ.

Связь между мужем и женой напрямую зависит от поведения партнеров. Чем более преданно и тепло относится к мужу жена, тем более горячим будет внимание к ней мужа, тем более глубокими будут его чувства. Чем вернее и преданнее мы будет исполнять заповеди Б-га, тем больше Он будет проявлять к нам внимание и делать добро. В «Песне песней» сказано: «Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку» (Песня песней 2:9). В зависимости от нашего поведения Всевышний может наблюдать за еврейским народом как пристально («через окно»), так и вскользь («через решетку»). То есть, много разных уровней наблюдения Всевышнего за народом Израиля.

У брачного союза есть один минус. Такая связь может, не дай Б-г, быть прекращена. Муж и жена могут разочароваться друг в друге и подать на развод. Поэтому дополнительная модель связи Творца с еврейским народом — это связь отца с его детьми. Несмотря на наши проступки, Всевышний остается нашим отцом, продолжая любить нас, благословлять и защищать. Эти две модели дополняют одна другую.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.

Недельная глава Ваеце

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.

На тему недельной главы, воспитание детей. Ваеце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.