Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Маца, Подготовка к Песаху
1. Сказано в Писании: «И храните мацу», — то есть необходимо специально хранить пшеницу, из которой будут печь мацу для заповеди, чтобы на нее не попала вода. По мнению некоторых великих мудрецов благословенной памяти, необходимо хранить пшеницу для мацы немедленно с момента срезания колосьев. Но практически принято придерживаться мнения тех мудрецов, которые требуют специального хранения пшеницы только начиная с момента доставки ее на мельницу1 и далее. Но те, кто тщательно выполняют все заповеди, стараются хранить пшеницу с момента срезания колосьев, и так и следует поступать. И следует проследить, чтобы колосья пшеницы не оставались на поле до полного созревания, пока совсем не побелеют, поскольку в этом случае, если их польет дождем, зерна могут скваситься, поскольку эта пшеница больше не питается соками земли. Поэтому правильно было бы жать пшеницу для мацы, пока зерна еще чуть-чуть зеленоватые.
Если человек может на весь праздник обеспечить себя мацой из муки, которую специально хранили, начиная с момента срезания колосьев — это хорошо. Если же он не может, то, по крайне мере, пусть обеспечит себя такой мацой на обе ночи Седера.
2. Если среди зерен пшеницы обнаружены разбухшие или проросшие — остальными зернами той же пшеницы можно воспользоваться, только следует тщательно отобрать всю испорченную или, по крайней мере, проследить, чтобы на каждое разбухшее или проросшее зерно приходилось по меньшей мере 60 годных2. И, если есть возможность, следует отобрать также зерна, поеденные мышами, или проследить, чтобы на каждое поеденное зерно приходилось 60 целых.
Пшеница, привезенная на корабле или лежавшая в яме, если зерна ее твердые и не изменили своего внешнего вида, кошерна. Если же пшеница лежала на чердаке и через крышу на нее в нескольких местах лился дождь, — она запрещена на Песах. Если же на нее попало немного снега или немного воды только в одном месте, можно убрать только сомнительную пшеницу, а остальной можно пользоваться.
3. Принято среди евреев следить за кошерностью жерновов: отскребать их о очищать, насколько это только возможно. Мешки для пасхальной муки берут новые. Если же в данном месте живут знатоки торы, они сами идут на мельницу, чтобы проследить за тем, насколько правильно она откошерована. Если же в данном месте нет знатоков Торы, следует каждому , трепещущему перед Небесами, самому проследить за кошерностью мельницы, поскольку любую заповедь лучше выполнить самому, чем положиться на другого. И принято, что первые порции муки, смолотые сразу после кошерования мельницы, не используют на Песах.
Если на этой же мельнице мелют также мытую пшеницу, следует построить перегородку3, чтобы пыль от той пшеницы не смешалась с пасхальной мукой.
4. Если на мешок с мукой попала вода, то, если она попала только на одно место, независимо от того, влажное ли еще это место или уже высохло, необходимо сжать это место в горсти и высыпать остальную муку — и ее можно использовать; запрещена только влажная часть. Если же мешок намок в нескольких местах, так что поступить вышеописанным образом невозможно, то, если намокшая мука еще не успела высохнуть, ее следует просеять, и то, что останется на сите — хамец, а остальное можно использовать. И также муку, поеденную мышами, следует просеять. Если же мука уже высохла, просеивание не поможет отделить хамец, и весь мешок запрещен на Песах4.
5. В день помола муки запрещено печь из нее мацу, поскольку в этот день мука еще теплая и тесто из нее быстрее сквашивается. Поэтому от помола до выпечки мацы должно пройти по меньшей мере двадцать четыре часа5.
6. Мешки, в которых мука будет храниться, лучше взять новые, или, по крайней мере, распороть старые и хорошенько отстирать их с использованием моющих средств.
7. Запрещено класть мешок с мукой на спину скотине, кроме как в случае, когда на ней лежит еще толстое одеяло, поскольку в противном случае мука нагреется и намокнет от ее пота. Если же это возможно, не следует также класть много мешков один на другой, поскольку из-за этого мука также разогревается и при замешивании теста быстро заквашивается.
1 Если же колеса мельницы приводятся в движение не водой — то с момента замешивания теста.
2 В этом случае пшеницу размалывают — а заботящиеся о своей душе и пекут — до Песаха.
3 То есть, если в той же комнате происходит помол мытой пшеницы, следует построить перегородку с пола до потолка.
4 Подробности законов, разбираемых в этом параграфе, см. в МБ, глава 466.
5 Если это возможно, следует подождать день или два; минимальный же срок — одна ночь.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.