Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Трапеза, Благословения на еду, Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Благословения, Биркат а-Мазон, Еда
1. Если человек хочет поесть, до нетилат ядаим1, тех кушаний, которые будет есть также и во время трапезы, неважно, такие ли это кушанья, на которые нужно будет произносить благословение во время трапезы, как, например, фрукты, или такие, на которые не нужно благословлять во время трапезы, как, например, приправы к хлебу, крупы или картофель; и также, если он хочет выпить какого-либо напитка (кроме вина) до нетилат ядаим, а во время трапезы также собирается пить этот же напиток — мнения мудрецов разделились2 в вопросе о том, будет ли относиться Биркат а-Мазон (Благословение после еды) также и к тому, что он съел или выпил до трапезы, как он относится к съеденному во время трапезы, или же к тому, что съедено до нетилат ядаим, Биркат а-Мазон не относится, и на эти кушанья придется потом отдельно произносить завершающее благословение. Поэтому не следует попадать в такую ситуацию, а следует есть и пить эти кушанья только перед трапезой, после этого произнести завершающее благословение, и тогда уж не есть и не пить этого во время трапезы.
Если человек не произнес завершающего благословения на эти кушанья перед трапезой, пусть сделает это во время трапезы, или даже после Биркат а-Мазон. А если он ел или пил эти вещи также и во время трапезы, пусть, чтобы все сделать правильно, после Биркат а-Мазон съест что-нибудь или выпьет и произнесет завершающее благословение, имея в виду, что оно относится также и к тому, что он ел или пил до нетилат ядаим.
2. Если человек хочет выпить вина до нетилат ядаим3, даже если он не будет пить вина во время трапезы, в любом случае некоторые говорят, что, поскольку вино пьется только для того, чтобы раскрыть внутренности и пробудить аппетит, оно входит в трапезу и Биркат а-Мазон будет относиться также и к нему; а некоторые говорят, что, даже если он пьет вино и во время трапезы, все равно к тому вину, которое выпито перед трапезой, Биркат а-Мазон не относится; поэтому следует воздержаться от питья вина до нетилат ядаим4, кроме как в случае, когда человек собирается выпить стакан вина и после Биркат а-Мазон, чтобы произнести после него завершающее благословение «…за виноградную лозу…» — тогда это благословение будет относиться и к тому вину, которое он пил до нетилат ядаим.
Если же он хочет выпить до трапезы водки, неважно, будет ли он пить водку и во время трапезы или не будет, пусть проследит за тем, чтобы выпить до трапезы непременно меньше ке-заит. Если же он выпил ке-заит или больше, то он попал в ситуацию, когда мудрецы сомневаются, нужно ли произносить завершающее благословение5.
3. Если человек хочет перед нетилат ядаим поесть еды, приготовленной из пяти видов злаков (пирожков на меду или с яйцами и т.д.), после которой нужно произносить благословение «…за пищу и средства к существованию…», неважно, будет ли он есть такие блюда во время трапезы или же не будет, к этой еде Биркат а-Мазон относится в любом случае, и произносить на нее отдельно завершающее благословение не нужно (поскольку Биркат а-Мазон может произноситься вместо благословения «…за пищу и средства к существованию…»6 )7, только не следует делать слишком большого перерыва между съеданием этих пирожков и нетилат ядаим. Но, если он делает большой перерыв, ему следует сперва произнести завершающее благословение: «…за пищу и средства к существованию…» на те пирожки, которые он ел, даже если он собирается есть такие же пирожки во время трапезы.
1 Если перед ним уже накрыт стол, не следует ему есть до трапезы поскольку тогда он произнесет благословение, которого не должен произносить — если он ест не для того, чтобы пробудить аппетит.
2 Вот мнение МБ: если он должен будет благословить на это кушанью также и во время трапезы, а сейчас имеет в виду освободить себя от этого благословения, он не должен произносить завершающего благословения. Если на это кушанье не нужно благословлять во время трапезы — он должен будет, поев этого кушанья, произнести завершающее благословение. Все вышеизложенное относится только к кушаньям; а относительно напитков (кроме вина) мы сомневаемся, следует ли произносить завершающее благословение; поэтому лучше было бы выпить меньше минимального количества, на которое нужно произносить завершающее благословение.
3 Непосредственно перед трапезой.
4 Если же он выпил вина до нетилат ядаим, мнение МБ совпадает с первым из приведенных мнений, по которому к вину относится Биркат а-Мазон; и правильно было бы, произнося Биркат а-Мазон, иметь в виду, что он относится также к вину. Если же человек будет пить вино и во время трапезы, он, несомненно, может выпить вина также и до трапезы, а, читая Биркат а-Мазон, пусть имеет в виду, что он относится ко всему выпитому вину.
5 По мнению МБ, водка, а также все, что съедается или выпивается для пробуждения аппетита, если человек нарушил и съел или выпил до трапезы больше ке-заит, не требует завершающего благословения.
6 И пусть имеет в виду, что Биркат а-Мазон относится и к этой еде (а если он будет есть пирожки и во время трапезы и, произнося до нетилат ядаим: «…сотворивший разнообразные виды пищи», имел в виду также и эти пирожки, в этом нет необходимости).
7 Сказанное в этом параграфе относится к таким пирожкам, на которые нет необходимости благословлять во время трапезы (как будет разъяснено ниже, глава 43, примечание 3). Если он поел перед нетилат ядаим пирожков, на которые благословляют и во время трапезы — произносит на них и завершающее благословение; только, если он поел таких же пирожков и во время трапезы (и имел в виду, что благословение, произнесенное перед нетилат ядаим, относится также и к ним), завершающего благословения не требуется. (Но, если во время трапезы он ел пирожки, но такие, на которые не нужно благословлять во время трапезы, он попал в ситуацию, когда мудрецы сомневаются сомнения, нужно ли произносить завершающее благословение).
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.