"Когда родятся у тебя дети и внуки и, если долго прожив в стране, вы развратитесь и сделаете идола... то скоро исчезнете вы с земли, в которую переходите сейчас через Иордан... и непременно будете истреблены" (Дварим, 4:25, 26). Почему, предостерегая евреев от нарушения Закона, Всевышний связывает это с долгим пребыванием в Стране Израиля? Здесь Тора указывает на основу основ иудаизма. Когда люди длительное время живут на одном месте, вырабатывается общая традиция, которой все придерживаются. Поколение за поколением повторяют то же самое, что делали их предки. Это приводит к тому, что новые поколения не создают ничего своего, а только перенимают опыт старших. А отцы, как известно, часто бывают слишком погружены в грубый материализм, который убивает энтузиазм молодежи.
А ведь духовная свежесть молодых является ведущей силой иудаизма. Без этого заповеди становятся рутиной, что ведет в конечном итоге к идолопоклонству. Верующий еврей должен каждый день находить в Торе что-то новое, как находит он обновленным окружающий мир. Чувствуя помощь Всевышнего, еврей видит в этом часть вселенского процесса обновления, которому нет конца. Каждый еврей лично переживает исход из Египта или праздник дарования Торы. Эти события для нас не только часть истории, они формируют сознание каждого родившегося еврея. В постоянном духовном обновлении секрет вечности нашей нации.
В Талмуде сказано: "Обучающий внука Торе подобен получающему ее на горе Синай". Мудрецы объясняют это так. Когда дед учит внука Торе, ему приходится отвечать на вопросы мальчика, который, конечно, мыслит иначе чем представитель старшего поколения. Поэтому, объясняя, взрослый обновляет свой подход к религиозно-философским проблемам. Тора никогда не устаревает, и в ней можно найти ответ на любой вопрос современности.
К сожалению, многие видят сегодня в Торе лишь музейный экспонат. Такие люди мертвы с точки зрения иудаизма. Мы обязаны сохранить живой дух нашего учения. Нельзя допустить, чтобы сторонники ультраконсервативного подхода душили энтузиазм молодых. Если мы будем поддерживать вечно живой огонь нашей веры, мы снова и снова будем участвовать в празднике получения Торы на горе Синай.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»