Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Недельная глава, Кдошим, Тора и бизнес, Святость, Рав Реувен Пятигорский
По содержанию глава во многом близка к предыдущей, которую мы читали на прошлой неделе и в которой сыновьям Израиля было сказано (Ваикра 18:3): «Поступков, подобных делам египтян… и делам кенаанцев… не делайте». Это приказ, предупреждение. Теперь Тора подчеркивает, что недостаточно отвратить себя от плохих дел. Надо стремиться к жизни святой и чистой, что достижимо выполнением заповедей и свершением хороших поступков. Не только уклоняйся от плохого, но и стремись к хорошему. Поэтому неслучайно глава Кдошим, маленькая по объему, но очень емкая в смысле содержания, приводит 51 заповедь, в то время как шесть предыдущих недельных глав книги Ваикра содержат в общей сложности 97 заповедей.
У нас сейчас «високосный» еврейский год, когда к двенадцати обычным месяцам добавляется тринадцатый. Делается это для того, чтобы сократить накопившийся «дефицит», образовавшийся из-за разницы в днях между «солнечным» годом и тем, что состоит из лунных месяцев. (В «солнечном» году 365 дней, в «лунном» примерно на 11 дней меньше.) Еще мы знаем, что в обычную субботу, если она не выпала на праздник, читается своя недельная глава Торы. Всего в Торе таких недельных глав 54. Всю Тору прочитывают ровно за год. В простой год, чтобы чтение Торы завершилось во время, иногда читают сдвоенные главы, но в «високосный», как сейчас, сдвоенных глав не бывает или их очень мало. Глава Кдошим почти всегда читается вместе с главой Ахарей. И лишь теперь, в нашем году, мы читаем их порознь. Тем не менее глубокая связь между этими главами остается: глава Ахарей начиналась с описания работы первосвященника в Храме в самый святой день в году, в Йом Кипур, а заканчивалась требованием соблюдать чистоту отношений между мужчиной и женщиной; глава Кдошим содержит большую группу заповедей, соблюдение которых способно привести еврейский народ к святой и чистой жизни. Так что обе они — о святости. Слово кдошим означает «святые»: «Святыми будьте». Эти слова Торы обращены ко всему еврейскому народу. Всему народу и каждому из нас.
Содержание главы. Еще раз перечисляются заповеди, приведенные ранее в других главах; на этот раз подчеркнуто, что их выполнение является необходимым условием для святости и чистоты народа (19:1—22). Среди них: уважайте своих родителей, соблюдайте субботы, не крадите, не обманывайте, не обирайте ближнего, не лгите в суде, не сплетничайте, не мстите; люби ближнего, как себя; и многое другое. Очень богатая на заповеди глава. Дальше идут запреты, связанные с плодами деревьев, выращенных в Эрец Исраэль (19:23—25). И снова несколько заповедей-предупреждений (19:26—37). Среди них: не ешьте с кровью, не гадайте, не обращайтесь к вызывающим мертвых и знахарям, перед сединой вставай и многое другое. Далее — наказание за идолопоклонство и за нарушение чистоты семейных отношений (20:1—21). Завершение главы — повторение требования быть святым народом…
Мы все время повторяем — святой, святость, святые. Но что имеется в виду? Русское слово ничего о самой святости не говорит. Мы догадываемся, что разговор идет о чем-то возвышенном, неземном, но сказать что-либо конкретнее не можем. Святой человек — «не от мира сего». Однако корень еврейского слова — кадош, святой, — имеет четкое значение: отделенный, отдельный. Т.е. святой — значит отделенный от… От чего? От несвятого? Первое, что приходит в голову — от плохого, от греха, от того, что запрещено Торой. Отделитесь от греха — и станете святым народом. Получается, что нет в мире ничего, кроме греха и святости, злодеев и праведников, черного и белого. Никаких промежуточных тонов. В таком случае, к какому из этих двух противоположных лагерей принадлежим мы? Ясно, что мир меньше всего похож на шахматную доску, а раз так, то святым, возвышенным можно назвать не то, что отделено от черного, запрещенного, а то, что отделено даже от полутонов, от серого цвета. Короче говоря, святость — это отделение от того, что, будучи не запрещенным Торой, все же считается предосудительным, нежелательным. Например, Тора запрещает присвоение чужого имущества (запрет на воровство, грабежи и т.д.). Но святостью она наделяет не того, кто просто не крадет, а того, кто с ревнивой осторожностью относится к чужой собственности.
Вот, что рассказывают о раве Элияу Левинзоне, ученике раби Исраэля Салантера. Он был выдающийся ученый, но на жизнь зарабатывал, занимая пост директора маленького банка в литовском городе Ковна. Однажды обанкротился один из клиентов банка, которому ранее, по рекомендации директора, была выдана огромная ссуда. Рав Левинзон, взяв вину на себя, обещал вернуть в кассу весь убыток. Уволившись, он открыл собственную контору и в течение многих лет регулярно выплачивал месячный взнос из своего кармана, — пока не вернул все деньги. Об этом узнали журналисты. Бывшего директора банка пригласили на работу сразу в несколько крупнейших финансовых фирм. Его дела резко пошли в гору, он стал госсоветником, его подпись под бумагами считалась лучшей гарантией для любой сделки на самом высоком уровне. Но главное — все увидали, что такое Тора и кем является еврей, ее соблюдающий. Раввины поколения говорили: если кто может представлять наш народ в глазах всего мира, то это рав Элияу Левинзон, святой человек!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»