Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы специально попытались определить типичную схему еврейской истории, чтобы создать предпосылки для более глубокого ее понимания. Тем не менее остается много нерешенных вопросов. Сейчас нам необходимо ввести еще одну дихотомию, которая сопутствует этой истории и делает ее единственной в своем роде. Мы неоднократно упоминали о миссии Израиля. Какова же эта миссия? Каковы в ней ставки? Существует ли какой-нибудь тщательно разработанный план, в рамках которого эта миссия разворачивается?

Миссия

Мы специально попытались определить типичную схему еврейской истории, чтобы создать предпосылки для более глубокого ее понимания. Тем не менее остается много нерешенных вопросов. Сейчас нам необходимо ввести еще одну дихотомию, которая сопутствует этой истории и делает ее единственной в своем роде. Мы неоднократно упоминали о миссии Израиля. Какова же эта миссия? Каковы в ней ставки? Существует ли какой-нибудь тщательно разработанный план, в рамках которого эта миссия разворачивается?

Миссия Израиля двояка. О ней говорится в книге Шмот. Когда Моше должен был подготовить народ к принятию Торы, Ашем воззвал к нему и сказал:

«… так скажи дому Яакова и возвести сынам Израиля:

вы видели, что Я сделал египтянам; вас же Я носил на орлиных крыльях и принес вас к Себе. И вот, если вы будете слушаться голоса Моего и соблюдать Мой завет, то будете Моим самым дорогим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Шмот 19:3—6).

«Царство священников» — эти слова определяют отношения Израиля с другими народами мира. «Святой народ» — определение внутренних условий, которые обеспечивают успех этих отношений. Если Израилю удастся выполнить свою миссию, результатом явится кидуш Ашем — освящение Имени Б-га. Это означает, что степень осознания Б-жественного Присутствия в мире зависит от выполнения Израилем его миссии. Освящение Имени Б-га означает, что все признают Всевышнего Творцом и Хранителем вселенной и Автором исторической драмы. Если Израилю удастся освятить Имя Б-га, цель драмы будет достигнута и смысл его существования как народа оправдан.

Если же Израиль не выполнит своего предназначения, результатом явится хилуль Ашем — осквернение Имени Б-га. Человечество утратит способность воспринимать Б-жественный свет и станет утверждать свою независимость с намерением восстать против Б-га. Пользуясь дарованной им свободной волей, люди будут отрицать само существование Всевышнего.

Ответственность за любую из этих возможностей лежит непосредственно на Израиле. Именно для этого и был создан еврейский народ. Добиваясь успеха, он приближает момент конечного искупления всего человечества. Если он терпит крах, то расплачивается первым. Это имели в виду наши мудрецы, когда говорили, что выжить Израилю среди других народов — подобно чуду, как одной овце выжить среди семидесяти волков. Когда Израиль не соответствует своему предназначению, провидческая рука Б-га скрывается и овца отдается на растерзание волкам.

Конечное вознаграждение Израиля — возможность выполнить принятую на Синае миссию и довести человечество до высшего совершенства. Наказание его состоит в том, что он переживает неслыханную трагедию: вместо того, чтобы стать «царством священников», еврейский народ будет вызывать враждебность и даже ненависть. Но в итоге это наказание обратится в благо для него. Израиль подобен оливе — дереву, плоды которого нужно давить, чтобы получилось масло. Точно так же Израиль подвергается преследованиям, чтобы достичь совершенства и чтобы его огонь сиял и впредь.

В этом смысле судьба Израиля уникальна. Любой народ достигает вершины своего развития и в конце концов угасает. Израиль, в отличие от всех других народов, не может угаснуть и уйти в небытие. Его непрерывное существование является неотъемлемой частью Б-жественного Плана. Он немало претерпевает от других народов, но страдания эти возмещаются, и, пройдя через них, Израиль продолжает жить.

Другими словами, продвижение Израиля к большей степени зависимости от Б-га и Б-госознанию тесно связано с таким же процессом у остального человечества. Не только сыны Израиля, но и люди во всем мире страдают, когда еврейскому народу не удается выполнить свою миссию, т.е. когда он отказывается от заповеданных Б-гом законов и принимает идеалы других народов. Но страдания Израиля выражаются в том, что он становится козлом отпущения за грехи других, а несчастья человечества — в том, что цивилизация постепенно приходит в упадок; в фатальной погоне за материальным благосостоянием каждая цивилизация сеет семена собственной гибели. И все-таки Израиль неуклонно движется к своей цели, а грехи других народов еще больше убеждают евреев в превосходстве их исконного Б-жественного идеала.

Из сказанного вытекает еще одно следствие: приблизить искупление можно одним из двух путей. Оно не может не совершиться — это главное обещание Б-га миру. Но желание Всевышнего — чтобы человечество, особенно Израиль, заслужило искупление добродетельными поступками. В противном случае оно придет через страдания. Но оно придет.

Мы видим, что история человечества развивается по определенному плану, в котором еврейский народ играет важную роль. Хотя финал «предопределен», сценарий еще не закончен. Таким образом, ставки очень высоки. Мы не можем изменить финал драмы (который, впрочем, будет благополучным), но мы можем повлиять на способ его приближения. Сознавая это, Израиль и человечество должны отнестись к этой миссии очень серьезно, особенно по мере того, как космическая драма идет к концу.

с разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.