Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Тания, Вера, Связь с Творцом, Качества Творца
И в дополнение нужно разъяснить, что значит слово «очень» в стихе «Ибо это тебе очень близко и т. д.»[1], чтобы полностью удостовериться в том, что даже если ум человека не достаточен для постижения Всевышнего и в сердце его нет понимания величия Эйн Софа, благословен Он, [в той мере, чтобы] из этого родились страх и любовь, пусть даже только в мозгу[2] его и в разумении, и все же ему это очень доступно — [он может] соблюдать и исполнять все заповеди Торы и заповедь об изучении ее, равноценную всем остальным, устами и сердцем своим на самом деле истинно, из глубины сердца, со страхом и любовью — любовью скрытой, которая есть в сердцах всех евреев, и унаследована она от праотцев наших. Нужно лишь сначала хорошо уразуметь корень этой любви и суть ее, каким образом она нами унаследована и как в нее включен также и страх.
Дело в том, что праотцы — колесница[3], и потому они удостоились передать потомкам, которые будут после них вовеки, нефеш, руах и нешама от десяти сфирот стороны Кдуша, что в четырех мирах Абиа, — каждому в соответствии со ступенью[4], на которой он находится,
и с делами его. Даже самые пустые из пустых и грешники, которые есть в народе Израиля, одарены в момент брачного единения, [породившего их], по крайней мере ступенью души нефеш от нефеш сфиры Малхут мира Асия, то есть самой нижней ступени мира Асия стороны Кдуша. Но все же, так как она [эта ступень] — одна из десяти святых сфирот, она все их в себе включает, в том числе и мудрость мира Асия, в которую облечена мудрость сфиры Малхут мира Ацилут, а в нее — мудрость мира Ацилут, в которой светит свет Эйн Софа[5], благословен Он, на самом деле, как написано: «Всевышний мудростью основал землю»[6] и «Ты все их мудростью сделал»[7]. Получается, что Эйн Соф, — благословен Он, облечен в категорию мудрости души человека, кто бы он ни был, и ее ступень мудрости с облеченным в нее светом Эйн Софа, благословен Он, распространяется во всех ступенях души, дабы ее оживлять, от верха и до низа, как написано: «Мудрость оживляет обладающего ею»[8]. (И иногда грешники народа Израиля привлекают [вниз] очень высокие души, которые находились в глубинах «клипот», как написано об этом в книге «Сефер гильгулим».)
Мудрость [Хохма] — источник разума и понимания, она выше Бина — категории понимания и постижения, свойственных разуму. Мудрость выше понимания и постижения, она их источник. И потому она называется коах ма: ма [«что?»] означает, что предмет познания еще не постигнут, и не понят, и не схвачен еще постижением, и потому в нее облекается свет Эйн Софа, благословен Он, ибо «мысль не постигает Его совершенно». И потому все евреи, даже женщины и простолюдины, веруют во Всевышнего, ибо вера выше знания и постижения: «Глупый верит всему, а лукавый разумеет и т. д.»[9]. А по отношению ко Всевышнему, Который выше разума и знания и Которого мысль совершенно не постигает, — все как глупцы перед Ним, благословенным, как написано: «А я невежда и не знаю, скотом был я пред Тобою, а я всегда с Тобой и т. д.»[10]. То есть в силу того, что я глуп и животному подобен, я всегда с Тобой. И потому даже самый легкомысленный и грешники, которые есть в народе Израиля, в большинстве случаев жертвуют жизнью за Б-га, терпят страшные мучения, чтобы не отступиться от веры в единого Б-га, даже если они грубы и невежественны и не познали величия Всевышнего, и даже о том немногом, что знают, они не размышляют совершенно. Они жертвуют собой совсем не потому, что знают Всевышнего и о Нем размышляют, но без всякого знания и размышления, так, как будто совершенно невозможно отказаться от веры в единого Б-га, совсем без всякого обоснования и доводов, и это потому, что единый Б-г освещает и оживляет каждую душу, облекаясь в ее категорию мудрости, которая выше знания и разума, способного постигать и понимать.
[1] Дварим, 30:14.
[2] Без участия эмоций.
[3] Носители, послушное орудие (ср. прим. к гл. 7) Б-жественного (на уровне мира Ацилут). Этой высшей приверженностью праотцы дали в наследие своим потомкам возможность привлечения света Эйн Софа, который облекается и светит в ступени мудрости их Б-жественной души. (См. также гл. 23, 29,34, 37.)
[4] То есть с корнем его души, уровнем, от которого она происходит.
[5] См. прим. автора в гл. 6.
[6] Мишлей, 3:19.
[7] Тегилим, 104:24.
[8] Когелет, 7:12.
[9] Мишлей 14:15.
[10] Тегилим 73:22.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи пришли в Египет со своими семьями. При этом они незримо объединились вокруг праотца Яакова. Дух наших праотцев — это секрет бессмертия народа Израиля.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин
Пожалуйста, скажи евреям, чтобы они попросили золота у египтян!
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Бенцион Зильбер
Ненависть к чужаку со временем проходит, если он и его потомки ассимилируются. Но у евреев всё наоборот: отказ от многовековых традиций приводит к вспышке антисемитизма. Почему это происходит?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Перевод ключевых слов и комментариев