Темы: Машиах, Обман, История еврейского народа, Мир Торы
Сведения о лжемессиях в истории еврейского народа так многочисленны, что число повторяющихся инцидентов способно смутить. Все они укладываются в длинный и удручающий перечень, изучая который можно с удивлением заметить, что биографии лжемессий — не просто перечисление проделок каких-то отдельных неуравновешенных людей, страдающих манией величия. Каждый из них — яркая и неповторимая личность, способная активно действовать и заряжать людей своей энергией в любом уголке Земли. Ни одно из многочисленных мест изгнания не было помиловано, ни одна из эпох не избежала появления одного или многих претендентов на знаменитый титул помазанника Господа…! Некоторые, как известно, оставили свой след в еврейской или всемирной истории, другие же канули в лету.
Нам показалась интересной идея представить тут список — не полный — основных лжемессий, которые были предметом разговоров для нашего народа чаще всего до или после периодов преследований или огромных потрясений. Все они — негативные свидетельства силы упования на приход Машиаха, оживляющей народ Израиля. Напомним, что в предыдущих номерах журнала «Мир Торы» мы уже рассказали о троих лжемашиахах: Шабтае Цви, Якове Франке и Давиде Алрое. Кроме них было еще немало претендентов, желающих занять трон Машиаха.
Рабби Авраам Абулафия родился в 1240 году в Сарагосе. После многочисленных странствий поселился в Италии, где познакомился с еврейской философией, а затем с каббалой. Он составил значительное количество трудов, связанных с последней, собрал вокруг себя преданных учеников, но, в итоге, погряз в пророческих иллюзиях по поводу себя самого. Он искал встречи с папой, который приготовился его казнить, но именно понтифик вдруг изменил решение, усилив, таким образом, слухи о мессианском предназначении рабби Авраама Абулафия.
Рашба вел против него пылкую борьбу, осуждая как основы его учения, так и стремление распространять каббалистические понятия, которые должны были сохраняться в тайне и передаваться только среди элиты ученых Торы. Абулафия постепенно исчез с общественной сцены. Не осталось никаких сведений ни о его судьбе, ни о дате его смерти. Однако, следует отметить, что некоторые каббалисты последующих поколений еще пользовались несколькими его трудами. Этот случай, интересный и одновременно трагический, показывает, как иногда бывает тяжело отличить зерна от плевел.
Ниссим бен Авраам стал известен в испанской Авиле в 1295 году. Этот простой еврей, лишенный какой-либо эрудиции, внезапно стал одержим мистическими иллюзиями, под влиянием которых составил огромное количество довольно сложных трудов по каббале. Слава о нем очень скоро распространилась по всей Испании. Одновременно ширились слухи о нем как о долгожданном Машиахе.
Рашба снова должен был начать тяжелую войну против нового лжемессии, особенно подчеркивая, что этот человек не выполняет условия, требуемые от пророка или мессии, даже если не учитывать тот простой факт, что пророчество не может осуществляться вне Земли Израиля. Тем не менее, большая толпа приверженцев Ниссима собралась в синагоге в день, который он провозгласил днем великого раскрытия мессии. В Авиле, между тем, его помощники под воздействием коллективных галлюцинаций увидели синагогу, покрытую… знамениями креста! За этим последовал период глубокого кризиса, по окончании которого большое число приверженцев Ниссима бен Авраама перешло в христианство.
Ашер Лемлейн Ретлинген — лжемессия ашкеназского происхождения, каббалист, не слишком хорошо знающий Талмуд и еврейский закон, объявил о себе в 1520 году в итальянском городе Феррар.
Он любил окружать себя тайной и избегал прямых заявлений о своем особом предназначении. Вместо этого Ашер Лемлейн Ретлинген писал многочисленные тексты, в которых призывал евреев готовиться к «году тшувы», когда он возглавит их, чтобы собрать изгнанных с четырех сторон света. К тому же он жестоко боролся с обычаями испанских евреев, которые тогда нашли убежище в Италии. Казалось, что своими трудами и действиями учеников Ашер Лемлейн Ретлинген сумел зародить важное движение тшувы. Однако, когда спустя год ожидаемая геула не произошла, обуреваемая горечью обмана секта отвернулась от лидера. А примерно через десять лет после кончины Ашера Лемлейна полностью исчезла.
В начале восемнадцатого века Йеуда Хасид из Польши и Хаим Малах, вдохновленные Шабтаем Цви и восхваляющие жесткий аскетизм, объездили всю Европу, призывая к тшуве. Более тысячи человек отправились с Йеудой Хасидом в Землю Израиля. В Иерусалиме они купили землю для постройки синагоги, которая должна была получить название «Хурва рабби Йеуды Хасида». Но внезапная смерть разрушила все темные планы Йеуды. Личное сопротивление со стороны рава Давида Оппенхайма из Праги помешало его единомышленнику Хаиму Малаху продолжить псевдомессианскую деятельность.
Нехемия Хайун — еще один кабалист, подвергшийся влиянию Шабтая Цви, которому удалось в Праге обмануть двух величайших людей эпохи. Вооружившись их поддержкой, он пытался стать известным и признанным, но рабаним из Италии, Турции и Иерусалима разоблачили его игру. А вскоре все раввины Европы поднялись против него, и он закончил свои дни в бедности и одиночестве. Его сын перешел в христианство.
Сохри Эль Кохиэль стал известен в Санае, столице Йемена, в середине XIX века. Этот скромный йеменский мудрец, смастеривший наргиле (восточный курительный прибор), однажды предстал перед раввинским судом в Санае с просьбой развести его с женой, так как, по его словам, ангел ему приказал уединиться в пустыне и время от времени отправляться в путешествия по Йемену, чтобы призывать к тшуве и сообщать о неизбежном приходе машиаха. Он сумел вызвать большой ажиотаж среди евреев и арабов, не смотря на пылкое сопротивление со стороны одного из самых известных в Йемене раввинов — рабби Йихии Элькара.
В конце концев Сохри Эль Кохиэль был убит в горах, где он нашел убежище. После его смерти появился обманщик, выдававший себя за убитого, который продолжил его мессианскую пропаганду, призывая жену Сохри присоединиться к нему. Провозглашая себя мессией, он рассылал письма, пропагандирующие его «учение», и рассказывал о своих планах собрать вооруженное войско для нападения на Санаю. Рабаним Земли Израиля выступали против этого лжемессии. Рабби Яаков Сапир даже написал «второе послание к Йемену» по образцу труда Рамбама. Лже-Сохри был арестован, когда турки захватили Йемен в 1872 году, а затем изгнан в Константинополь. Несколько лет спустя его освободили. Сохри Эль Кохиэль умер в одиночестве в Йемене.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи пришли в Египет со своими семьями. При этом они незримо объединились вокруг праотца Яакова. Дух наших праотцев — это секрет бессмертия народа Израиля.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин
Пожалуйста, скажи евреям, чтобы они попросили золота у египтян!
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Бенцион Зильбер
Ненависть к чужаку со временем проходит, если он и его потомки ассимилируются. Но у евреев всё наоборот: отказ от многовековых традиций приводит к вспышке антисемитизма. Почему это происходит?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Перевод ключевых слов и комментариев