Из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)», темы: Пророчество, Хазон Иш, Вера и упование, Мусар, Связь с Творцом, Спуск поколений
Истина, составляющая тайну бытия нашего мира, состоит в том, что Б-же-ственное присутствие заполняет весь мир, и из истинности Б-жественного бытия вытекает само существование мира, и Творец, будь Он благословен, дарует ему существование каждое мгновение. И все материальное, что только есть под солнцем и над солнцем, только потому и существует, что есть на то воля Всевышнего, и воля эта — причина бытия всех вещей; и все дела, свершаемые в мире, все, что происходит с неживыми предметами, и с растениями, с животными и людьми, — все лишь с Его ведома, по желанию Его и согласию… И одна из тайн, открытых людям, — в том, что есть у человека сила возвысить и сделать утонченнее душу свою и просветлить ум познанием Творца своего, будь Он благословен, пока не сойдет на него дух с высот Его и ощущения возвышенные и благородные; и тогда распространит на него Творец влияние Свое, — такого рода связь между ними, что будет человек достоин услышать приказания из Высших Уст, как слышит человек близкого друга своего; подобную ступень мы называем пророчеством. Нам неизвестна природа того голоса, который слышен пророку, однако в своем воображении мы рисуем тот, что привычен нашему уху, либо известен нам из Писания.
В действительности, конечно же, Творцу не свойственна речь, подобная речи людей, но лишь сотворение звука в данный момент, чтобы смогло ощутить его ухо пророка; иногда же приходит пророчество в сердце человека, и тогда вырисовывается в нем все то, к чему желал пробудить Творец его душу, — сделать то, что повелел Он тому человеку, или говорить кому-то другому, кому приказано передать пророчество.
Пророческая связь между Творцом и сотворенным — это одна из основ творения мира; таков был изначальный Б-жественный замысел: создав человека, дать ему мудрость, знание и разумение, чтобы был он способен слышать речения Творца, будь Он благословен, слухом пророческим. Ибо в том и состоит цель создания человека и желание его Творца, чтобы он, сотворенный с двумя побуждениями, добрым и дурным, — другими словами, с природной склонностью к услаждению себя в тот срок, что отведен ему на земле (дурное побуждение), и с другой стороны — с силой разума, пробуждающей к мудрости, помощи ближнему и прочим добрым делам, — гнушался зла и избирал добро. Но не дано человеку познать полностью, что же есть добро, лишь силой и средствами разума; этими средствами он может лишь избрать добро, пока не станет достойным пророчества, — и лишь тогда оповестит его Г-сподь повелениями своими о запрещенном, от которого надлежит отстраняться, и о добрых делах, которые будет он обязан совершать.
И когда сотворен был Адам, первый человек, то был он уже при создании своем наделен даром пророчества, и посредством этого дара сообщены ему были заповеди: семь запретов для отстранения от зла, и одна заповедь повелительная. [В тексте Торы упоминается только один явный запрет, данный первому человеку: «А от дерева познания добра и зла — не ешь от него…» (Берешит 2:17). Однако в Талмуде (Сангедрин 56б) мы находим также и то, что сказал р. Йоханан относительно предыдущего стиха: «И заповедал Г-сподь Б-г человеку, сказав: от всякого дерева сада можешь есть», — что слова этого стиха содержат намеки (р. Йоханан подтверждает это ссылками на разные места в Писании), указывающие еще на семь заповедей, шесть запретительных и одну повелительную. И это — «семь заповедей сыновей Ноаха», обязательных для всех людей на земле во все времена. Прим. перев.] И открыл Творец человеку сокрытую тайну бытия этого мира, — о том, что есть Тот, кто измыслил все, но сам неуловим; и истинностью бытия Своего вызвавший к жизни этот мир, — землю и все воинство сущего на ней, и небеса со всем их войском; и попечительство Его над сотворенным непрерывно и неотступно; и повелел Он остерегаться и не принимать на ум никоих объяснений и идей, помимо истины, и не выдумывать себе служений чуждых, — войску небесному и прочим всем силам заблуждения и обмана; и также повелел о практических заповедях; и остерег от грабежа и кровопролития, разврата и о запрете в пищу части от живого животного. [Речь идет здесь о вышеупомянутых заповедях сыновей Ноаха. В указанном выше месте Талмуда Тосафот объясняют, что, хотя разрешение убивать животных для еды люди получили только после потопа, до того они могли есть тех животных, что умерли сами, но часть от живого была запрещена всегда. Прим. перев.]
И человек тот, сотворенный первым, был совершенен во всей возможной полноте совершенства человеческой личности, и слышал он речения Г-спода посредством своей пророческой силы по поводу всех дел своих. Также и Каин, сын его, хоть и испачкал руки свои кровью убитого брата, но все еще не утерял чистоты души, позволяющей внимать речам с высот небесных, и услышало ухо его разносившиеся громом слова: «Где Эвель, брат твой?!» Десять поколений от Адама до Ноаха были эпохой падения в бездну; но вновь засияло солнце над землей в поколении Ноаха. Ибо человек, венец творения, из всех сотворенных избранный и созданный, чтобы познавать Творца своего, будь Он благословен, — попятился назад и обратился к пустому, и блуждал без пути и цели десять поколений (до Ноаха), — и вот он, как богатырь, препоясался силой (Ноах — как представитель всего человечества), чтобы подняться из бездонной ямы в горнюю обитель; и свершено это было силой праведника цельного и чистого, связавшего душу свою с Создателем познанием Его — Творца, спасающего праведника от всякой беды.
Но вот миновало поколение Ноаха, и следующие за ним позабыли все его уроки, лишились понимания, и растеряли ум, и уподобились скоту; и это — десять поколений от Ноаха до Авраама, что приходили одно за другим гневить Творца… Не исполняли они долг человека в этом мире, и сделался весь мир подобным пустому сосуду, бесполезным, никому не нужным, обреченным вернуться к первозданному хаосу… И было так, пока не пришел наш отец Авраам, мир ему, и озарил Восток, и омыл чистой водой лицо своего поколения, и сорвал с него терновник и колючки, и сделал его прекрасным и светлым, излучающим мудрость, — поколением, в котором всем открыта тайна мироздания, тайна души человеческой, сотворенной по образу и подобию Б-жественному… И были они (ученики Авраама в его поколении) людьми, оставляющими обычные человеческие удовольствия и радости, и вместо того наслаждающимися сиянием мудрости; и изучали они четыреста глав трактата Авода зара (упоминаемых в Талмуде (Авода зара 14б) и не дошедших до нас), которые уделил им Авраам из мудрости своей… Авраам приводил к служению Всевышнему мужчин, а Сара — женщин [см. комментарий Раши на слова Торы: «…и душу, которую сделали в Харане…» (Берешит 12:5)].
И с тех пор ешива — учебное заведение, где изучают Тору, — сопровождает еврейский народ на протяжении всей его истории. Авраам передал дело учения Ицхаку, а Ицхак — Яакову. Яаков учил Тору в течение четырнадцати лет в ешиве Шема и Эвера и передал ее своим сыновьям, а затем все они сошли в Египет, и Шхина — вместе с ними (см. Мегила 29а); другими словами, еврейский народ удостоился раскрытия Шхины (то есть удостоился лицезреть открытое Б-жественное присутствие), чтобы подняться духовно, и, разорвав пелену привычного, будничного восприятия мира, насладиться невыразимой красотой Б-жест-венности…
Автор перевода — р. Пинхас Перлов
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.