Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Р. Моше Пантелят о Хазон Ише — раве Карелице

р. Авраам-Йешаяу Карелиц

Хазон Иш (р. Авраам-Йешаяу Карелиц) — величайший мудрец Торы и авторитет в области алахи (еврейского закона) последних поколений.

Он родился в 1879 г . в городе Косово Гродненской губернии в семье раввина этого города Шмарьяу-Йозеф Карелица. В числе его предков были Баал а-Маор (ХII век), Маараль из Праги (XVI век), и раввин Арье Лейб Эпштейн, Баал а-Пардес (XVIII век).

Хазон Иш не занимал каких-либо официальных должностей. С 1929 года он жил в Вильно (Вильнюс). Со временем о нем узнали как о выдающемся мудреце Торы, и он пользовался большим уважением за свой скромный и праведный образ жизни.

Последние 20 лет своей жизни Хазон Иш провел в Святой Земле, став лидером еврейства Торы и принимая деятельное участие в жизни страны.

Многим известна легендарная, вошедшая в историю его беседа с тогдашним премьер-министром Давидом Бен-Гурионом, который специально приехал к нему в Бней Брак. Между ними завязалась дискуссия о том, в каких формах возможно сосуществование в молодой еврейской стране традиционных и отошедших от традиции евреев. Хазон Иш привел своему собеседнику известный сюжет из Талмуда: когда на узкой тропе встречаются две повозки, одна пустая, а другая — груженая, то порожняя должна уступить место груженой. Точно так же, сказал он Бен-Гуриону, новое еврейское государство должно считаться с богатейшей древней традицией. «Наш корабль везет груз трех тысяч лет истории, наследия и традиции. А ваш — пуст…»

Хазон Иш был «отцом» мира ешив, и вклад его в восстановление изучения Торы на Святой Земле неоценим. Также неоценим его вклад в решение алахических проблем, важных для соблюдения заповедей Торы, связанных с землей Израиля. Он оставил нам много великих учеников и главный свой труд — книгу «Хазон Иш» (по имени которой стали называть и ее автора), открывающую для нас глубины понимания Торы почти во всех ее разделах.

Хазон Иш внес немалый вклад в решение алахических проблем, связанных с сельским хозяйством. В частности, он разработал доильные аппараты, которые могут использоваться в субботу, а также позволил применять гидропонику в шмиту — субботний год. Умер он в 5713 (1953) г.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.