Темы: Воспитание детей, Деньги, Рав Яков Шуб, Материальный ущерб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, мой сын очень любит читать. Он с удовольствием ходит в библиотеку, а иногда даже берет книги у знакомых. Я очень рада, что он читает, но проблема в том, что он очень рассеянный и часто теряет книги. Должна ли я заплатить соседям или библиотеке за потерянные книги?
Большое спасибо за интересный вопрос. Обычно в библиотеке родители подписывают обязательство, что несут ответственность за книги, которыми пользуется ребенок, и, если понадобится, возместят ущерб. Поэтому, если была потеряна библиотечная книга, за нее надо заплатить. Что касается потерянных книг знакомых, то строго по букве закона родители платить не обязаны. Но понятно, что в целях воспитания и чтобы сохранить хорошие отношения со знакомыми они могут заплатить.
Давайте попытаемся вкратце разобрать этот вопрос. По еврейскому закону ребенок не может принимать на себя ответственность за сохранность предметов. Подтверждение этому мы находим также в Талмуде (Бава Батра 87 б) рассматривает случай, когда отец посылает сына купить кувшин масла. Там сказано: после того, как продавец наполнил кувшин маслом и вернул его мальчику, он не несет никакой ответственности за то, что случится с маслом после этого. Талмуд объясняет это так: если человек доверяет что-либо ребенку, считается, что он «сознательно теряет», т. е. готов потерять этот предмет, поскольку ребенок обычно не очень хорошо заботится о своих вещах.
Ранние комментаторы обсуждают, каков статус предмета, который человек сознательно теряет. Например, как быть, если мы видим, что человек сознательно выбрасывает кошелек с деньгами на улицу (но еще не «отчаялся», еще не считает кошелек потерянным для себя). Рамбам (Илхот Гзэла — «Законы о грабеже и пропаже» 11:11) считает: хотя мы не обязаны возвращать кошелек владельцу, присвоить его также нельзя. Рош и Тур в свою очередь считают, что предмет, который человек сознательно теряет, становится ничейным и его можно взять себе. Шулхан Арух (Хошен Мишпат 261:4) следует мнению Рамбама, а Рамо следует мнению Роша и Тура.
Хотя Талмуд, как было сказано выше, говорит, что человек, который доверяет вещи ребенку, как будто сознательно теряет их, большинство галахических авторитетов полагают: это не означает, что другой человек может безнаказанно забрать у ребенка доверенный ему предмет — это будет считаться кражей.
Получается, что, если кто-то доверил ребенку какой-либо предмет, а тот потерял его, родители ребенка не несут ответственности: ведь тот, кто доверяет что-либо ребенку, считается сознательно потерявшим это.
Теперь понятен и ответ на Ваш вопрос. Обычно в библиотеке родители принимают на себя ответственность за книги, которыми пользуется ребенок. Поэтому, если книга была потеряна, за нее надо заплатить.
А за потерянные книги знакомых по букве закона родители платить не обязаны, поскольку, дав ребенку книгу, эти люди как бы «примирились» с возможностью потери, поскольку ребенок не может принимать на себя ответственность за сохранность предметов. Поэтому родители ребенка не несут ответственности за одолженную книгу. Но, как мы сказали выше, они, разумеется, могут заплатить за пропавшую книгу.
С уважением, Яков Шуб
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Мишпатим
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Рав Элияу Тавгер
Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его