Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Первый случай (самый известный) из прошлого штикла - угадали сразу несколько читателей.
До второго добралась только гв. Asia.
А второй этаж штикла (кушию) не решил никто.
Учитывая сложность поставленной задачи, несгибаемую волю к победе, а также тот факт, что гв. Asia остановилась в двух шагах от правильного ответа - нами было принято решение засчитать ей победу. Просьба к победительнице - укажите свой email. Мы его публиковать не будем, а наоборот - свяжемся с Вами в частном порядке для вручения приза.
Итак - внимание на экран правильный ответ:
Психология и педагогика различают три фактора, оказывающие влияние на формирование личности.
Назовем их условно:
1. Врожденные качества (персональные для каждой личности).
2. Унаследованные качества (обусловленные качествами биологических предков).
3. Приобретенные качества (воздействие окружения и воспитания).
Тора добавляет к ним еще один фактор - воздействие места жительства.
Это выводится из первого пасука 12-й главы первого Хумаша (Брш): "..Иди к себе (1-й фактор), из твоей земли (4-й фактор), из твоей родины (3-й фактор), из дома твоего отца (2-й фактор).
Это был первый случай, который напоминает (леавдиль) "теорию цвета":
1. Собственный цвет объекта - врожденные качества.
2. Влияние фона - унаследованные качества.
3. Освещение - приобретенные (от окружения, и в процессе воспитания) качества.
4. Расположение в пространстве - воздействие места жительства на качества личности.
Как видим, формирование личности происходит по тем же принципам, что и формирование цвета.
Второй случай (Брш, 25,20): " И был Ицхак сорока лет, когда он взял Ривку, дочь Бетуэля-арамейца из Падан-Арама, сестру Лавана-арамейца, себе в жены".
Говорит РАШИ (и Мальбим - чуть подробней), что все вышесказанное не несет буквальной информации (т.к. обо всех этих фактах уже было сказано раньше), а приведено исключительно для того, чтобы отметить прведность Ривки: она оставалась праведницей (Ривкой - 1-й фактор), несмотря на влияние наследственности (дочь Бетуэля - 2-й фактор), места жительства (Падан-Арам - 4-й фактор) и ближайшего окружения (сестра Лавана - 3й фактор). A для того, чтобы у нас не возникло сомнения в пагубности влияния 2-го и 3-го факторов (мало ли, а вдруг ее отец и брат были праведниками, несмотря на влияние места жительства - как Авраам) - Бетуэль и Лаван названы арамейцами (в отличие от Авраама, названного "иври").
И вот тут возникает кушия: после того, как Тора сообщает нам о приказе Аврааму, она отмечает праведность следующего поколения. А так как об Ицхаке (наследственность, воспитание и окружение которого были в полном порядке) такого сказать нельзя - то подчеркивается исключительность Ривки. Но почему Тора останавливается? Разве праведность Рахели и Леи не сломала факторы влияния так же, как праведность Ривки? Ведь они вышли из той же семьи, из того же окружения и из того же места, что и Ривка! Но, тем не менее - о них такого не сказано. Почему?
Ответ: Несмотря на то, что влияние места и наследственности в случае с Леей и Рахелью, несомненно, имело место, и они противостояли этому влиянию не меньше, чем Ривка, но при всем этом - влияние окружения на каждую из них было положительным: у Рахели рядом всегда была Лея, а у Леи - Рахель. А это уже не так сложно, как в случае с Ривкой - поэтому Тора и не отмечает исключительность их заслуги.
Большое спасибо всем участникам.
Гут шабес.
Теги: Штикл