Темы: Христианство, Идолопоклонство, Рав Яков Шуб, Изобразительное искусство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, я очень люблю шахматы. Недавно у меня был юбилей, исполнилось 50 лет. Сотрудники на работе сделали подарок — очень красивый набор шахмат резной работы. Я был очень рад такому уникальному подарку, единственное, что огорчает, — что на короне у шахматного короля красуется крест. Как вы считаете, можно пользоваться шахматами в таком виде или надо что-то сделать с крестом? Ефим, Москва.
Уважаемый Ефим,
Большое спасибо, что обратились к нам. На самом деле в повседневной жизни подобные моменты могут подстерегать еврея на каждом шагу. Кресты могут встречаться на одежде, на эмблемах различных фирм, на государственных флагах, на деньгах и т.п. А как же с тем, чтобы изобразить математический знак «плюс»? Поэтому давайте попробуем разобрать данный вопрос подробнее.
Источник запрета
Сказано в Торе (Ваикра 19:14): не обращайтесь к идолам. Что включает в себя данный запрет? Рамбам (Ильхот Авода Зара 2:2, Сефер а-Мицвот 10), основываясь на галахическом мидраше Сифра, говорит: запрет распространяется на изучение книг и исследование путей того или иного языческого культа (авода зара), а также на рассматривание предметов такого культа.
Рассматривать или видеть?
При этом Маген Авраам (Орах Хаим 307:23) объясняет, что запрет нарушается, когда человек рассматривает предметы культа или специально смотрит на них, но нет запрета просто видеть их.
На какие предметы распространяется запрет?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к Талмуду (Шабат 149а). Мы находим там: запрещено рассматривать предметы идолопоклонства, поскольку сказано (Ваикра 19:4): «…не обращайся к идолам…» и подразумевается — не обращай свой взор к ним.
С другой стороны, Талмуд (Авода Зара 50а) называет мудреца раби Менахема бен-Симаи «святым», поскольку он никогда не смотрел на изображения идолов, которые были выгравированы на монетах, ходивших в то время, и на другие предметы, связанные с идолопоклонством. Здесь имеется в виду, что только этот мудрец, в силу своей особой «святости», не смотрел на эти изображения, в то время как обычному человеку это не запрещено.
На первый взгляд кажется, что эти два утверждения Талмуда противоречат друг другу. В трактате Шабат сказано, что рассматривать предметы, связанные с идолопоклонством, запрещено всем людям, а из сказанного в трактате Авода Зара следует, что это запрещают себе лишь «святые», а для обычных людей запрета нет.
Как разрешается это противоречие? У ранних комментаторов (ришоним) существует два основных подхода:
1. Запрещено смотреть только на те изображения, которые изготовлены и предназначены для непосредственного поклонения, т.е. фактически предметы культа. Об этом говорится в трактате Шабат. Если же изображение не предназначено для поклонения, а сделано, например, для красоты или по другим причинам, то, строго по букве закона, нет запрета смотреть на него. Пример — изображения на монетах, о которых говорится в трактате Авода Зара (Тосафот Шабат 149а; Рош, Шабат 149а; Ритва; Меири)
2. Запрещено смотреть на все изображения, даже на те, которые не предназначены для поклонения, а служат украшением и т.п. (Тосфот Рид, Шабат 149а). А в трактате Авода Зара речь идет о предметах, в частности, монетах, к виду которых люди привыкли, не обращают на них особого внимания и не придают им значения, поэтому нет опасности, что человек, рассматривая их, потянется к идолопоклонству (Тосафот, Авода зара 50а).
Основные комментаторы Шулхан Аруха (Шах, Йорэ Дэа 141, Маген Авраам, Орах Хаим 307:23) согласны, что ведущим является первый подход. С этим согласен также и Рамо (Йорэ Дэа 141:1), который говорит, что нет запрета держать у себя изображения, которые не предназначены для непосредственного поклонения.
Получается, что строго по букве закона запрещено рассматривать и держать у себя только языческие изображения, предназначенные для непосредственного поклонения.
Практические примеры
Основываясь на этих выводах, рав Моше Файнштейн в своем респонсе (Игрот Моше, Йорэ Дэа 1:69) разрешил заядлому филателисту заниматься марками с изображением предметов культа (крестов и т.п.) и держать их у себя. Кроме того, добавляет он, поскольку марки предназначены для постоянного использования, в отличие от обычных предметов культа, которые используют, только когда им поклоняются, то даже по второму мнению (см. выше) с ними не будет проблем, как нет проблем с монетами.
Рав Овадья Йосеф в своем респонсе (Йехавэ Даат 3:65) приводит ряд мнений галахических авторитетов, которые разрешили еврею носить государственную награду в виде креста, которую он получил за заслуги, основываясь на том, что она не предназначена для поклонения.
Заключение
Из всего сказанного следует, что строго по букве закона не запрещено держать дома и рассматривать шахматного короля с крестом на короне, поскольку запрет распространяется только на изображения культа, непосредственно предназначенные для поклонения.
Понятно, что зачастую из-за тяжелого исторического опыта взаимодействия евреев и христиан многие люди «устрожают» закон и стараются не держать дома изображений с крестами, поскольку чувствуют, что это является неприемлемым для еврея. Поэтому, если Вам это мешает, можно отпилить крест.
С уважением, Яков Шуб
Читайте обзор по теме Идолопоклонство — Авода зара
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Натан Агрес
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Гади Поллак
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Миссионеры утверждают, будто Иисус исполнил все важнейшие мессианские пророчества. На самом деле ни одно из них не осуществилось. Все, что он сделал, носило удивительно тривиальный характер
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Музыка и религиозное мироощущение
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его