Темы: Еврейский закон, Суд, Убийство, Рав Мендель Агранович, Воровство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДолжен ли еврей бороться с мошенничеством? Например, пойти в полицию, чтобы разоблачить мошенника? Но ведь еврей не должен ненавидеть другого еврея! Мы же должны любить друг друга. Его и так Бог накажет?? Как нужно поступить согласно Торе??? В.
Уважаемый В.!
Ваш вопрос очень неоднозначный. Что значит пойти в полицию — пойти туда работать или просто обратиться с жалобой на мошенничество?
Итак, пойти в полицию работать… Далеко не всегда в полиции приходится работать в «белых перчатках», и далеко не всегда их способы получить информацию и добиться показаний согласуются с требованиями Галахи. Поэтому рваться на такую работу сложно, нужно быть либо очень богобоязненным и знающим, либо вообще свободным от этих качеств, относиться к подобным вопросам индифферентно. Ни в коем случае не хочу сказать что-то дурное про каких-то конкретных людей, работающих в полиции: они, конечно же, спросили обо всех методах работы у своих раввинов, а что не спросили — то спросят при первой же возможности.
Более того, часто бывает так, что и наказания, и пресечение преступлений — вообще вне рамок Торы, и тогда полицейский, задержавший нарушителя и способствующий всему этому процессу, также нарушает Тору.
Как же будет порядок в Стране? — спросите Вы. В рамках светского государства — тупиковый вопрос. Ведь пока мы не будем согласны с тем, что соблюдение законов Торы обязательно для нас, несмотря на то, что с момента ее дарования прошло 3317 лет, невозможно выстроить всю систему управления Страной по Торе. Например, в Торе нет понятия лишения свободы. То есть, вор не должен сидеть в тюрьме (не как в известном фильме!)
А что вор должен делать? Вернуть украденное: либо вернуть в два раза больше, либо только стоимость украденного (в зависимости от того, был он уличен или признался сам). Если же человек и убил, и украл, — тогда ему полагается смертная казнь. Если выполняются все условия, необходимые для ее применения по еврейскому Закону.
Об обращении в полицию.
С другой стороны, в сложившейся ситуации, пока мы не удостоились жить под властью Торы, если человек стал жертвой мошенничества, он может обратиться в полицию, чтобы вернуть украденное. Но тут тоже существует несколько нюансов.
Например, в некоторых странах пенитенциарная система подвергает жизнь человека опасности. И как можно в этом случае способствовать его заточению в застенки?
Например, есть закон: если кто-то причиняет мне вред прямо сейчас, в данный момент, можно его остановить, обезвредить, чтобы он прекратил это делать. Останавливать его можно — вплоть до применения мер физического воздействия, а не только уговорами. Но выдать его царским властям нельзя, так как они причинят ему ущерб значительно больший, чем тот, который нанес он. Хотя постфактум, если пострадавший обратился к властям и те вернули ему деньги, пострадавший может их брать, обращаться к властям запрещено (Рамо, Хошен Мишпат 4, от имени Трумат а-Дэшен).
Но тогда религиозные евреи станут легкой добычей для еврейских жуликов, и нельзя оставить последних без сдерживающего фактора, а потому:
1. Там, где пенитенциарная система подвергает жизнь и здоровье человека опасности, можно выдавать властям лишь наглых воров, которые иначе будут злоупотреблять своей безнаказанностью.
2. В странах, где тюрьмы — сдерживающий фактор, но не представляют опасности для жизни их обитателей, можно способствовать поимке известных наглых жуликов, а также заявлять в полицию на людей, причиняющих нам ущерб, чтобы его возместить.
3. Работать в полиции — не в патруле, а следователем, — индивидуально, нужно иметь очень серьёзные познания в Галахе и юриспруденции, чтобы уметь понять, как и где они стыкуются, а где расходятся, и что и как спросить у раввина.
Все, что мы здесь писали, относится к жуликам и ворам, но никак не к террористам и убийцам, о них можно сказать, что они сами подписали себе приговор.
Но и в этом Вы абсолютно правы: нельзя никого ненавидеть (за определенными исключениями), нужно только поступать по Торе. Исключение — только те, кого Галаха разрешает ненавидеть.
А то, что Б-г накажет и наказывает, — это верно, но это не меняет нашей роли, которую Он указал нам в Торе.
И Вы правы, про убийц сказано: придет Хозяин виноградника и выполет (уничтожит) Свои колючки (см. Бава Меция 83 б). Но это про тех, кого по закону Торы не судят человеческим судом, например, за отсутствием свидетелей… А роль, которую Всевышний возложил на нас, мы обязаны выполнять.
С уважением и пожеланием, чтобы были у нас такие судьи и советники, как в давние времена, Мендель Агранович
Гади Поллак
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Неизвестный автор
После взрыва бомбы 26 августа 1938 года. Площать у Яффских ворот Старого города.
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Мендель Агранович
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Мендель Агранович
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Моше Пантелят
Рав Ашер Кушнир
У нас беда. Мы обнаружили, что наш сын ворует.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его