Здравствуйте, уважаемые раввины!
У меня есть подруга — самая лучшая, дружим уже 12 лет. Когда мы познакомились (в Санкт-Петербурге, в клубе на концерте), она была светской, но года через 2-3 после нашего знакомства стала соблюдать, затем уехала на ПМЖ в Иерусалим, жила в общежитии для религиозных девушек, и вот в месяце Элул у неё свадьба. Я приглашена. Пыталась отговорить подругу от идеи меня приглашать (ну зачем я ей на религиозной свадьбе?), но подруга настаивает, я не могу отказать невесте.
Буду откровенна, трудно переоценить то влияние, что оказала В. на меня, на мою систему ценностей. Она никогда не миссионерствовала, но сам её образ жизни, сами эти перемены в ней и внешние, и внутренние (ведь всё происходило на моих глазах!) потрясли меня, заставили с уважением и даже восхищением смотреть на религиозных евреев и, соответственно, пробудили интерес к иудаизму.
Уважаемые раввины, я никогда не присутствовала на еврейской религиозной свадьбе. Я нашла на сайте www.toldot.ru статьи о свадьбе (как раз за месяц успею всё прочитать). Понятно, что нельзя кричать «Горько!» и лезть поздравлять жениха, целуя его в щёчку, и понятно, что я буду прятаться в уголке, наблюдая за действиями более «продвинутых» гостей, чтобы делать всё в точности, как они. Но мне бы хотелось какое-нибудь… ну, не знаю, руководство для гостей, что ли, краткий порядок проведения свадьбы, чтобы знать, что ожидать.
Большое спасибо, что обратились к нам. Если невеста считает, что Ваше присутствие на свадьбе будет для нее приятно, то конечно же, если есть возможность, хорошо принять участие в свадебной церемонии. При этом не следует чувствовать себя скованно. Гости приходят на свадьбу, чтобы радовать жениха и невесту, поэтому все, что будет способствовать хорошему настроению невесты, будет приемлемо.
По Вашей просьбе, чтобы Вы немного ознакомились с тем, что ожидает гостей во время свадебной церемонии, опишем краткий порядок проведения хупы по обычаю ашкеназских евреев.
— Отец жениха и отец невесты (или другие близкие) ведут жениха к невесте. Жених покрывает голову невесты фатой (hинума) в присутствии свидетелей. Затем жениха сопровождают под хупу.
— Мать жениха и мать невесты (или другие близкие) ведут невесту под хупу. Обходят вокруг жениха семь раз, и невеста становится справа от жениха.
— Наполняют бокал вина, и раввин, который проводит хупу, произносит для жениха и невесты благословение на вино и специальное благословение перед посвящением невесты в жены. Жених должен иметь в виду, что выполняет заповедь, внимательно слушая эти благословения (это засчитывается, как если бы жених произнес их сам). Затем раввин дает жениху отпить из бокала и передает бокал матери невесты, чтобы невеста также отпила.
— Показывают обручальное кольцо свидетелям, чтобы они убедились, что кольцо стоит не меньше пруты (прута — мелкая монета, ее стоимость равна стоимости сороковой части одного грамма серебра; это минимальная стоимость предмета, с помощью которого можно посвятить невесту в жены) и принадлежит жениху.
— Жених берет кольцо в правую руку, невеста протягивает указательный палец правой руки.
— Жених в присутствии свидетелей произносит: «Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Торы, которая была дарована через Моше, и по законам и постановлениям еврейских мудрецов». Затем жених надевает кольцо на палец невесте.
— Жених разбивает ногой стеклянный стакан в память о разрушенном Храме (в некоторых общинах это делают в конце хупы).
— Один из уважаемых гостей зачитывает вслух ктубу (брачный договор). Затем жених передает ктубу невесте.
— Снова наполняют бокал вином, и уважаемые гости произносят семь свадебных благословений в честь жениха и невесты. Первое благословение на вино и следующее за ним благословение обычно произносит один человек. Жених и невеста отпивают из бокала.
— После того, как благословения произнесены, присутствующие поздравляют жениха и невесту. Затем жених и невеста отправляются в отдельную комнату, где уединяются. Это символизирует введение невесты в дом жениха, начало их семейной жизни. Жених и невеста должны находиться в комнате не менее пяти минут. Поскольку принято, чтобы жених и невеста постились в этот день, обычно они используют эту возможность, чтобы поесть.
— Гости начинают свадебную трапезу, затем к ним присоединяются жених и невеста.
— Существует особая заповедь веселить жениха и невесту. Нет строгих правил, как именно выполнять эту заповедь. Ее можно выполнить, приняв участие в танцах, подавая невесте еду и питье, произнеся добрую шутку или просто поговорив с невестой. (Для мужчин, соответственно, с женихом). Уважаемый человек выполняет заповедь одним тем, что приходит на свадьбу, ведь само его присутствие почетно для жениха и невесты и радует их. Иными словами, заповедь можно выполнить любым «методом», который поднимает настроение и радует жениха и невесту.
— По окончании трапезы и свадебного веселья наполняют два бокала вина. Над одним произносят благословение после трапезы, а над другим — семь свадебных благословений в честь жениха и невесты. Благословение на вино в данном случае произносят последним. Затем содержимое бокалов перемешивают, жених отпивает из одного бокала, а другой передают для невесты.
Желаем Вам порадовать невесту и получить удовольствие от еврейской свадьбы.
С уважением, Яков Шуб
Рав Исроэль-Меир Лау
Почему хупу ставят под открытым небом? Еврейская свадьба.
р. Ури Калюжный
В чем величие еврейской пары, стоящей под хупой?
Рав Лейб Александр Саврасов
еврейская свадьба — кидушин
Рав Яков Шуб
Зачем нужна Хупа?
Рав Бенцион Зильбер
Как наличие Ктубы влияет на детей?
Рав Яков Шуб
Может быть, посоветуете какие-нибудь сгулот?
Рав Яков Шуб
Почему при помолвке разбивают глиняную или керамическую тарелку?
Рав Яков Шуб
А если он хочет показать, что женат?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.