Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что делать с этрогом после Суккота?

Темы: Четыре вида растений, Суккот, Этрог, Праздники, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Подскажите, пожалуйста, что делать с этрогом после Суккота. Его, я думаю, нельзя выбрасывать? Спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Запрещено использовать четыре вида растений (этрог, лулав, адас и арава,в том числе и ошанот — арава, которую использовали в праздник Ошана Раба) для будничных целей и, тем более, обращаться с ними небрежно, пренебрежительно тогда, когда их используют для выполнения заповеди. А после праздника Суккот они уже не обладают святостью и разрешено использовать их в будничных целях.

Однако поскольку их использовали для выполнения заповеди, то даже после праздника запрещено обращаться с ними пренебрежительно. Поэтому нельзя просто выбросить их в мусор или на улицу там, где проходят люди (Рамо 21:1, Мишна Брура 21:1, 6). Строго по букве закона разрешено полностью завернуть их в непрозрачный пакет и выбросить в мусор, т.к. это не будет считаться пренебрежением (Пискей тшувот 21, прим. 41). Однако некоторые «устрожают» соблюдение закона и не выбрасывают их даже так.

Что касается этрога, в котором есть святость седьмого года, то необходимо подождать пока он начнет высыхать и не будет пригоден в пищу и только потом выбросить.

Существуют несколько обычаев использования четырёх видов растений после праздника. Они основаны на принципе: предмет, послуживший для выполнения одной заповеди, используют и для выполнения другой заповеди (Маариль, Мин-агим):

— некоторые оставляют их до Песаха и используют для разжигания костра, на котором сжигают хамец (Мишна Брура 445:7);

— некоторые используют их для выпечки мацы (Рамо 664:9);

— некоторые используют адас (мирт) как благовоние для авдалы (обряда отделения субботы от будней; нужно обратить внимание, что его аромат всё ещё сохраняется — Шулхан Арух 297:4, Мишна Брура 297:8);

— некоторые варят варенье из этрога или засахаривают его и едят на праздник Ту би-Шват (Каф а-Хаим 664:60);

— принято считать, что этрог, который использовали для выполнения заповеди, и блюда из него являются сгулой, облегчающей роды (Каф а-Хаим 664:60).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Рош ха шана, Йом Кипур, Суккот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Первые две даты связаны с идеей суда-возмездия; а раз так, то почему вообще год начинается судом?

10 блиц-ответов на самые популярные вопросы — о Машиахе, воскрешении мертвых...

Рав Яков Шуб

В конце дней людям тоже придется ходить на работу?

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот

Что значит кашерные «четыре вида» растений на Суккот?

Рав Мендель Агранович

Всегда думал, что они все одинаковые, лишь бы название соответствовало...


Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни, полностью связаны с постройкой Мишкана — переносного Храма, о котором написана эта статья. Мишкан служил местом сильнейшего раскрытия Божественного Присутствия, которое не оставляло сынов Израиля во время их сорокалетних странствий по пустыне. Читать дальше