Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли завязывать узел рюкзака для переноски ребёнка в субботу?

Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте! Я пользуюсь рюкзаком для переноски ребенка, в котором верхние лямки обкручиваются вокруг тела, а в конце завязываются двойным узлом. С одной стороны, от этого узла зависит безопасность ребенка (хотя и на узле с бантиком все хорошо держится, но я буду переживать, например, дети могут дернуть за бантик). С другой стороны, сам узел не получается очень плотным, поскольку лямки довольно широкие, и развязать его легко. К тому же, чтобы вытащить ребенка, узел необходимо развязать, поэтому нет вероятности, что узел останется надолго. Только на время прогулки, т.е. час-полтора. Можно ли завязывать/развязывать такой узел в шаббат?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Разрешено завязывать и развязывать шлейки рюкзака для переноса ребенка двойным узлом, при условии, что их завязывают на короткое время (меньше, чем на 24 часа) и не затягивают узел максимально туго, по причинам, которые будут изложены ниже.

Для начала определим, какая может быть проблема с завязыванием двойного узла в субботу. Существует два основных мнения ришоним (ранних комментаторов) по поводу того, какие узлы разрешено и запрещено завязывать и развязывать в Шаббат:

— Раши и Рош считают, что запрещено завязывать любой узел надолго и это запрет из Торы. Если узел завязывают на относительно недолгое время, это запрет мудрецов, а если на короткое время (меньше, чем на 24 часа) — разрешено.

Риф и Рамбам считают, что кроме фактора времени необходимо учитывать еще один фактор, а именно, качество узла. Поэтому Тора запрещает завязывать только специальный профессиональный узел (например, морской) на долгое время. Если один из этих факторов отсутствует, например, узел завязан на долгое время, но не является специальным, или, наоборот, специальный узел завязан на короткое время, это только запрет мудрецов. Если отсутствуют оба фактора, а именно, узел завязан ненадолго и не является специальным, его разрешено завязывать в субботу.

Шулхан Арух 317:1 приводит мнение Рифа и Рамбама, а Рамо, в свою очередь, добавляет мнение Раши и Роша, поэтому ашкеназим соблюдают закон в более строгом варианте и учитывают оба мнения. Соответственно, в Вашем случае необходимо определить, является ли двойной узел, который Вы хотите завязать, специальным узлом. Ведь в таком случае его нельзя будет завязывать, по мнению Рифа и Рамбама, даже на короткое время (меньше, чем на 24 часа), т.к. это будет нарушением запрета мудрецов. По мнению Раши и Роша, поскольку узел завязывается на короткое время, его разрешено завязывать в субботу, см. выше.

Рамо (317:1) приводит мнение автора Шилтэй Гиборим: поскольку мы не знаем точно, какой узел называется специальным, необходимо устрожить соблюдение закона и не завязывать/развязывать любой узел, который держится крепко и туго и не развязывается сам по себе. Отсюда, по мнению Шилтэй Гиборим, распространился обычай не завязывать и не развязывать любой двойной узел даже на короткое время.

Мнение ахроним (поздних комментаторов) по поводу того, о каком виде двойного узла идет речь, разделились:

— По мнению Кицур Шулхан Арух (80:45) и Каф а-Хаим (317:4) запрещено завязывать и развязывать любой двойной узел независимо от того, крепко он завязан или нет, поскольку он вообще может быть крепким и не развязывается сам по себе.

— Однако по мнению авторов Маген Авраама (317:4) и Мишна Брура (317:14), данный запрет распространяется только на двойной узел, который завязывают крепко и туго. С этим также согласны современные галахические авторитеты: Шмират Шабат кэ-Илхата (15, прим.167) от имени Рава Шломо-Залмана Ойербаха зацаль, Орхот Шабат (10, прим. 16) от имени Рава Йосефа-Шалома Элияшива шлита.

Что касается Вашей ситуации, то в ней существует несколько облегчающих факторов:

Во-первых, как Вы утверждаете, шлейки, которые необходимо завязать, довольно широкие, и их невозможно завязать крепко и туго.

Во-вторых, сам Рамо (317:1), мнение которого мы упоминали выше, утверждает, что в случае, когда двойной узел причиняет человеку физическое неудобство, его можно развязать, даже если он был завязан крепко и туго. В свою очередь, Элиягу Раба (317:5) утверждает, что такой узел можно завязывать и развязывать, не только когда он причиняет физическое неудобство, но и просто в случае необходимости. С этим согласен также Хазон Иш (52:17). Соответственно, поскольку в Вашем случае двойной узел необходим для обеспечения безопасности ребенка, он также попадает в эту категорию.

В-третьих, хотя такой узел завязывают, чтобы обеспечить безопасность ребенка (и поэтому, очевидно, не завязывают свободно), поскольку основная нагрузка от веса ребёнка приходится на сами шлейки, а узел только страхует их, чтобы они не развязались сами по себе, — нет большой необходимости завязывать узел очень крепко и туго. Тем более что его собираются развязать через несколько часов.

В-четвертых, как было сказано выше, по мнению Раши и Роша разрешено завязывать любой узел на короткое время.

Соответственно, получается, что завязывать шлейки рюкзака для переноса ребенка двойным узлом разрешено и разрешено развязывать такой узел при условии, что шлейки завязывают на короткое время (меньше, чем на 24 часа) и не затягивают узел максимально туго.

С уважением, Яков Шуб

Слушайте: Можно ли завязывать шнурки в субботу?

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его