Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мои молитвы расходятся с планами Всевышнего?

Темы: Свобода выбора, Теилим, Судьба, Молитва, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Шалом! В 16-ой брахе (благословении) молитвы «Амида» есть возможность вставить личные просьбы к Б-гу. Некоторые мои молитвы получают положительный ответ фактически через несколько минут. Другие — из года в год все более кажутся мне вообще не услышанными Вс-вышним (хотя и знаю, что так не бывает). Но я не ограничился 16-ой брахой. В сефардских изданиях книги «Тегилим» можно встретить пояснения, в какой ситуации какой псалом читать. Таким образом я составил своего рода «подборку Тегилим» для своего случая. Вот тут-то и начались совсем непонятные для меня вещи. Всякий раз, когда я читаю псалмы как молитву, на меня обрушиваются проблемы и трудности, от экономических вплоть до проблем со здоровьем. Стоит мне прекратить чтение Тегилим (именно в качестве молитвы) — положение в кратчайшие сроки стабилизируется. У меня такой вот вопрос. Известно, что молитва — это диалог с Б-гом, при котором наши слова — это собственно текст наших молитв, а «слова» Б-га — то, что происходит с нами. В таком случае, означает ли поток невезения и плохого самочувствия, что мои молитвы расходятся с планами Вс-вышнего, или же это моя возможность очиститься/подняться на новый духовный уровень/просто выстрадать то, что я прошу в молитвах? Суть моей молитвы такова, что проблема с кошерностью просьбы просто исключена. Расходиться же могут мои личные желания с задачей, поставленной Б-гом в этом мире каждому конкретному человеку, и, соответственно, с вещами, установленными Вс-вышним с шести Дней Творения. Большое спасибо за ответ!

С уважением, Ицхак

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Ицхак,

Во времена пророков человек мог прийти к пророку и спросить, для чего он в этом мире, что он должен делать и к чему стремиться в жизни. Пророк мог определить предназначение каждого человека в соответствии со свойствами его души и помочь ему «найти себя». Но даже в те времена люди не всегда понимали смысл происходящих с ними событий. Омек а-дин — глубина и сложность суда и решения, которое Вс-вышний принимает в отношении каждого человека, совершенно недоступны даже пророкам. Тем более в наше время, период сгущения тьмы перед рассветом — приходом Машиаха, очень трудно определить, какую именно роль должен играть каждый из нас. То, что Вы так ясно видите результат своих молитв, говорит о необычной для нашего времени чувствительности и тонкости Вашей души.

Несмотря на сокрытие, каждый человек, конечно, имеет возможность узнать, как и что он действительно должен делать и как ему действительно надо поступать. Иначе зачем он вообще существует? Не зная Вас и не будучи пророком, не могу сказать, что именно Вы должны или не должны просить у Вс-вышнего. Тем не менее, есть какие-то общие принципы, с помощью которых, может быть, можно попытаться разобраться в происходящем.

Очевидно, что если человек молится о чём-то «кошерном», ему не полагается наказание за это! Наоборот, любая молитва приближает человека к Вс-вышнему. С другой стороны, нет гарантии, что он получит желаемое. Есть вещи, которые заранее предопределены Вс-вышним и их совершенно невозможно изменить, а другие вещи можно изменить, только имея какие-то особые заслуги. В конце ответа приведу доказательства этому из Талмуда. Из приведённых ниже отрывков также ясно, что нет никакой проблемы и никакого греха просить даже о том, что тебе не полагается.

Что касается Тэилим, читать их — это огромная мицва! Кто-то из хасидских ребе говорил, что если бы люди знали, что происходит в мире от чтения Тэилим, они бы читали их целый день!

Однако здесь есть небольшая тонкость. Сказано в Трактате Брохос (32 б и 55а): «Каждый, кто долго молится и изучает свою молитву, в конце концов приходит к боли в сердце… Сказал Рав Йицхок: три вещи напоминают о грехах человека [т.е. ставят человека в ситуацию, в которой ему воздастся за его грехи]… изучение молитвы…».

Что же такое «изучает свою молитву»? Объясняют Раши и Тосафос: «Говорит в сердце своём, что Вс-вышний выполнит его просьбу, потому что он хорошо молился». Получается, мы можем только надеяться, на то, что Вс-вышний благосклонно примет наши молитвы, но никак не можем рассчитывать на это, даже если, с нашей точки зрения, молитва удалась. Вот как объясняет это Шулхан Орух (Орах Хаим, 98:5): «Пусть не думает молящийся: “Достоин я того, чтобы Вс-вышний выполнил просьбу мою, т.к. у меня были правильные намерения и хорошая концентрация в молитве”. Такие мысли напоминают о грехах человека и приводят к тому, что его действия подвергаются проверке. Говорят про него: “Посмотрите, он уверен в праведности действий своих”. [А правильный подход к молитве такой: ] пусть думает, что Вс-вышний поступит с ним по милосердию Своему, и скажет в сердце своём: “Кто я такой, нищий и презренный, что пришёл просить у Царя Царей, Вс-вышнего, Благословен Он? Только благодаря безграничной милости Своей, которую Он проявляет по отношению к созданиям Своим, [позволил Он мне придти и просить у Него]”».

Теперь о том, что касается изменения судьбы. Из приведённых ниже слов Талмуда следует, что в некоторых случаях молитва служит «последней каплей», необходимой, чтобы к человеку пришло то, что ему полагается. В других случаях никакая молитва и никакие добрые дела не помогут человеку получить то, что ему не положено.

В трактате Нида (16 б) сказано: «Говорил Р. Ханина бар Папэ: тот ангел, который отвечает за беременность, а имя его Ночь, берёт каплю [имеется в виду эмбрион на начальной стадии развития], ставит её перед Вс-вышним, благословен Он, и говорит перед Ним: “Владыка мира, капля эта, что с ней будет? Будет [человек, который родится из неё,] сильным или слабым, умным или глупым, богатым или бедным?” А будет праведником или грешником, не спрашивает. А причина этого в том, о чём сказал Р. Ханина: “Всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами”».

Теперь мы знаем, что обстоятельства, при которых человек должен родиться и жить, определяются Свыше в момент зачатия. С другой стороны, духовный уровень человека зависит только от него самого. Рав Ш.-Р. Гирш писал, что Вс-вышний вселяет каждую душу именно в то тело, которое ей больше всего подходит. Ребёнок с этой душой рождается у тех родителей, которые этой душе больше всего подходят, в том месте и в то время, которые ей больше всего подходят, и т.д.

Сказано в трактате Шабес (156а): «Тот, кто родился под знаком планеты Марс, будет проливать кровь. Сказал Рав Аши: “Он станет или врачом, или бандитом, или резником, или моэлем”».

Из этих слов следует, что наклонности и черты характера человека зависят от того, когда он родился. С другой стороны, мы видим, что черты эти сами по себе нейтральны. Человек обладает полной свободой использовать то, что ему дано, как для того, чтобы делать добро, так и для того, чтобы делать зло.

Здесь надо заметить: то обстоятельство, что почти все аспекты нашего существования определяются не нами, не влияет на свободу выбора. Настоящий выбор — это выбор между добром и злом, выбор между духовным ростом и духовным падением. Именно этот выбор и является смыслом нашего существования, и он в полной мере остаётся за нами.

В трактате Моэд Котон (28а) сказано, что «число детей, здоровье, продолжительность жизни и финансовое благополучие человека зависят только от Предначертания и не зависят от его заслуг». То есть, эти бесспорно важнейшие обстоятельства нашей жизни не зависят от наших поступков, они полностью предопределены! Было бы вполне логично предположить, что хороший астролог, например, такой, как праотец наш Авраам, может предсказать многое из того, что должно произойти с человеком. Но…

Сказано в трактате Шабес (156а): «И даже Рав считал, что Судьба не властна над евреями, как сказано (Брейшис 15:5) “И Он вывел его [Авраама] наружу”. Сказал Авраам Вс-вышнему, благословен Он: “Владыка мира, и вот мой домочадец наследует мне” (там же, 3). Сказал ему Вс-вышний (там же 4): “Не будет наследовать тебе этот, но тот, кто произойдет из твоих чресл, он тебе наследовать будет!” Сказал перед Ним [Авраам]: “Владыка мира, посмотрел я на то, что предвещают мне звёзды, и не способен я родить сына”. Сказал ему [Вс-вышний Аврааму]: “Выйди из предначертанного звёздами, потому что судьба не властна над евреями!”».

Дальше Гморэ приводит историю о том, как Шмуэль сидел и беседовал с одним халдеем (астрологом) по имени Авлат. Мимо них на болото прошла группа людей рубить тростник. Сказал Авлат Шмуэлю, указав на одного из них: «Он не вернётся, его укусит змея и он умрёт!» Ответил ему Шмуэль: «Если он еврей, то вернётся!». Пока они сидели и разговаривали, вся бригада вернулась с болота. Встал Авлат, подошёл к тому человеку, про которого говорил, засунул руку в его корзину и нашёл там змею, разрубленную пополам. Спросил Шмуэль этого чудом спасённого человека: «Что ты сделал?». Ответил он Шмуэлю: «Каждый день перед работой мы кладём продукты в общую корзину, и когда приходит время обеда, садимся и едим пищу, которая там. Сегодня одному из нас было нечего положить в общий котёл, и ему было очень стыдно. Я вызвался собрать у всех еду в корзину. Когда пришла его очередь давать еду, я притворился, будто беру у него, чтобы ему не было стыдно». Сказал ему Шмуэль: «Ты выполнил заповедь [люби ближнего своего как самого себя]!».

Как же так? В одном месте сказано, что столь важные обстоятельства жизни от заслуг совершенно не зависят, а в другом говорится, как заслуги человека полностью изменили то, что ему было предначертано! Отвечают Тосафос (Шабес, там же): «Есть аспекты судьбы, которые можно изменить, только имея очень большие заслуги!».

Тем не менее, Талмуд в трактате Тайнис (25а) рассказывается о Раби Элозоре бен Пдас, который всю жизнь страдал от страшной нищеты. Однажды, когда он потерял сознание от голода, ему явился Вс-вышний. Р. Элозор спросил у Него: «До каких пор я буду мучиться?». Вс-вышний ответил ему вопросом на вопрос: «Хочешь ли ты, чтобы Я разрушил этот мир и создал его заново, и тогда, может быть, ты родишься под более удачным созвездием?». Отсюда видно, что есть вещи, которые предопределены заранее, и их совершенно невозможно изменить (см. Тосафос Моэд Котон 28а). Значит, роль человека, родившегося под такой звездой, заключается именно в том, чтобы с честью выдержать эти испытания, а не в том, чтобы что-то изменить. Раби Элозор бен Пдас несколько раз впадал в отчаяние, но, в конце концов, при поддержке жены смирился с судьбой и с честью выдержал испытания.

С уважением, Берл Набутовский

Читайте: За пределами астрологии

Материалы по теме

Псалмы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Теилим, гимны, песни восхваления

У рыбы в животе. Книга Йона 1

Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»

Праведник, которому плохо, и грешник, которому хорошо

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Для праведников существует много путей искупления

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Считается, что греки дали человечеству естественные науки, философию, театр, искусство и даже спорт. Но наши мудрецы называли греческую культуру и мировоззрение греков «тьмой». В Хануку, когда зажигаются ханукальные огни, мы празднуем победу в борьбе против эллинизации евреев. Каково же правильное отношение к греческому мировоззрению, которое, в очень многих аспектах, лежит в основе современной культуры? Читать дальше