Темы: Мудрость, Шломо, Неевреи, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныИной взгляд на народы мира? — «(11) Ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов, и в каждом месте воскурено, и принесена (жертва) имени Моему, и дар чистый, ибо велико имя Мое среди народов, сказал Г-сподь Ц-ваот. (12) А вы оскверняете Его, думая: стол Г-спода — осквернен он, и плод, (что на) нем — пища презренная» (Малахи, Афтара к главе Толдот).
Как так можно упрекать евреев? Где это в каждом месте? Неевреи прославляли Всевышнего лучше евреев? Тем более в те времена, когда было идолопоклонство явное? Но это изрек пророк от имени Творца. Как это можно уложить в своем сознании? Пусть было бы сказано, что племена прославляют божеств своих лучше, чем евреи Творца миров, но сказано что племена приносят чистые приношения Творцу и прославлено Его Имя среди них.
Следующая цитата: «И мудрость Шеломо была больше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египта» (Мелахим). Почему надо говорить о Египте и сынах востока? Пусть написано будет, что мудрость больше, чем у сынов Исраэля. Разве мудрость Египта и Востока сильнее? Или Шломо был мудрее народов, но не мудрее еврейских мудрецов (но я слышал что мудрее и еврейских мудрецов)? Но сказано именно Египет и Восток. Почему? Если про магию и тому подобное, то достаточно сказать Египет (они, я слышал, были непревзойденные в этом), а что тогда за мудрость Востока? Почему не упомянуто что мудрее сынов Израиля?
N.
Уважаемый N.,
Первый стих (из книги Малахи 1:11) Раши, Радак и Мецуда объясняют следующим образом: народы поклоняются идолам и звёздам, но при этом знают, что все они получили силу только от Вс-вышнего. Поэтому, поклоняясь им и принося им жертвы, они «подразумевают» поклонение Вс-вышнему. Конечно, это объяснение вызывает удивление, потому что такая форма служения тоже запрещена. Поэтому Раши предлагает другое объяснение, взятое из Талмуда (Менохос 110 б): «В каждом месте — каждое место, где сидят мудрецы Торы и изучают законы, связанные с жертвоприношениями в Храме. Каждое такое изучение принимается Мною как чистое жертвоприношение». Ещё одно объяснение, которое приводит Раши: чистосердечные молитвы евреев, которые живут среди народов, прославляют имя Вс-вышнего среди них.
Надо заметить, что есть места, где действительно сравнение еврейского народа с другими народами не в пользу евреев. Например, пророк Йона не хотел идти в город Нинве, потому что знал: живущие там неевреи быстро раскаются в своих поступках и жестоковыйные евреи на их фоне будут выглядеть не лучшим образом. Опасения пророка оказались вполне оправданными.
Второй стих (Книга Царей 1, 5:10) объясняется так: то, что Шломо был величайшим мудрецом Торы, не вызывает никаких сомнений. Вся книга Царей говорит об этом. Кроме того следующий стих (11) говорит: «И был он мудрее всех людей». Слово «людей», а в оригинале адам, говорит о том, что он был мудрейший из еврейских мудрецов. А тот стих, о котором Вы спрашиваете, говорит о том, что даже в тех отраслях мудрости, где евреи не всегда преуспевали, просто потому, что не занимались ими, Шломо ТОЖЕ превзошёл даже самых больших экспертов. Более конкретно: «сыны Востока» славились своими познаниями в астрологии, всевозможных гаданиях и, в частности, в гадании «на птицах». Египтяне славились познаниями в естественных науках, таких как биология и химия, а также были непревзойдёнными (до появления Шломо) колдунами. Шломо удалось опередить их всех в этих областях, о чём также говорит следующий Мидраш:
В чём же заключалась великая мудрость египтян? Вот, смотри! Когда захотел царь Шломо построить Храм, послал он фараону Нэхо письмо. И так сказал: «Пошли мне умельцев за плату, ибо хочу построить Храм». Что же сделал [фараон]? Он собрал всех звездочётов своих, стали они смотреть [на звёзды] и увидели людей, которым не суждено дожить до конца года. И послал их ему [царю Шломо]. Как только прибыли они к Шломо, увидел он пророческим видением своим, что умрут они в течение года. Дал он им похоронные саваны и отправил обратно в Египет. Написал фараону: «Если не хватало тебе саванов для похорон мёртвых, высылаю тебе. Можешь хоронить!» (Коэлес Раба 7:41).
С уважением, Берл Набутовский
Читайте: Не таковы ли и Вы, сыны Израилевы?..
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?