Темы: Песах, Пасхальный седер, Пасхальная Агада, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧитать Агаду обязательно на иврите?
Конечно, нет. Мы читаем Агаду, чтобы выполнить заповедь — рассказывать о выходе из Египта. Это основа Агады. А рассказом это является только тогда, когда ты понимаешь, что рассказываешь. Важно рассказать на том языке и в такой форме, чтобы слушатели это поняли. Можно читать Агаду сразу на русском языке, можно читать на иврите и по ходу переводить на русский. Мой отец и учитель рав Ицхак Зильбер зацал, читая Агаду, по ходу переводил её на язык слушателей. Как-то на Седере были мои дети, для которых наиболее понятным языком был иврит, и евреи из России. Отец зацал читал на иврите и по ходу объяснял каждый кусочек на иврите и на русском. А в нашем детстве переводил нам на идиш.
Закон говорит: мицвот црихот кавана — выполняя заповедь, надо иметь намерение её выполнить. Рассказ о выходе из Египта — тоже заповедь, и надо иметь в виду (сказать себе, подумать про себя), что собираешься её выполнить. Можно её выполнить, читая рассказ, а можно выполнить, слушая рассказ. Во втором случае тот, кто рассказывает, должен иметь в виду, что благодаря его чтению слушатели выполняют мицву рассказа о выходе из Египта. А слушатели должны намереваться выполнить заповедь тем, что они слушают.
А, например, Кидуш, Алель, благословение Ашер гэалону и другие молитвы, которые мы читаем в ночь Песаха, можно читать и слушать на иврите, даже не понимая.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Захария Матитьяу
Шауль Резник,
из цикла «Поём на иврите»
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Йосеф Б. Соловейчик
"Рабами были мы у фараона в Египте, и вывел нас Г-сподь, Б-г наш оттуда"...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.