Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Загадочный рабби Ицхак

Темы: Пятикнижие, Рав Реувен Куклин, Мидраш, Раши, Тора с комментарием Раши

Отложить Отложено

Рабби Ицхок, которого Раши упоминает в самом начале своего Комментария, — это не Отец Раши? В.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый В.,

Раши в начале своего комментария к Пятикнижию пишет:

Сказал рабби Ицхак: «Надлежало бы начать Тору со (стиха) Этот месяц для вас —глава месяцев [Шмот 12, 2], что является первой заповедью, данной (сынам) Израиля. Почему же (она) начинается с Бэрейшит (с сотворения мира)? Потому что силу дел Своих явил Он народу своему, чтобы дать им владение племён [Тэилим 111, 6]. Ведь если народы мира скажут Израилю: “Разбойники вы, захватившие земли семи племён”, то (сыны Израиля) скажут им: “Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил её и дал её тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал её им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал её нам”» (перевод Ф. Гурфинкель).

Источник этого комментария — мидраш в Бэрейшит Рабба (1, 2). Но там эти слова приводятся от имени рабби Йеошуа из Сихнина, а не от имени рабби Ицхака. Автор книги Диврэй Давид пишет, что прочел в одной старой рукописи: рабби Ицхак, которого упоминает Раши, — это отец Раши. Его отец не был выдающимся знатоком Торы, а Раши хотел почтить отца, упомянув в начале своего труда. Он попросил отца задать какой-нибудь вопрос (кушию) на первый пасук Торы и записать его от своего имени. Отец задал этот вопрос — почему Тора начинается с Бэрейшит? Тогда Раши привёл этот вопрос от имени отца (рабби Ицхака), а ответ на вопрос взял из Мидраша.

Таким образом, по мнению этой рукописи, рабби Ицхак, упомянутый в начале комментария Раши, — действительно его отец.

Однако комментаторы считают, что это вряд ли верно, по двум причинам:

  1. В Мидраше Танхума Йашан (11) эти слова приводятся от имени таны (один из мудрецов, живших во времена мишны) рабби Ицхака. От имени рабби Ицхака приводятся они и в Мидраше Ялкут Шимони (Шмот 187). Вероятно предположить, что Раши имеет в виду именно этого рабби Ицхака.
  1. В трактате Авода Зара (75а) Раши приводит два объяснения слов гемары: одно от имени своего отца, другое — от имени своего учителя, и пишет, что объяснение отца представляется ему более точным. Отсюда следует, что отец Раши был талмид-хахамом — знатоком Торы (вопреки утверждению автора рукописи, что отец Раши не был знатоком Торы).

Автор Сэдэр а-Дорот (статья «Раши») также полагает, что рабби Ицхак, которого упоминает Раши, не является его отцом. Тем не менее, сказано там, что, приводя слова рабби Ицхака, Раши желал почтить своего отца. Ведь обычно Раши в его комментарии на Пятикнижие приводит вопросы и ответы на них без упоминания имён, однако он начал свой комментарий со слов «сказал рабби Ицхак», чтобы почтить своего отца, имя которого было Ицхак.

В любом случае, из приведённых выше источников следует, что рабби Ицхак, упомянутый в начале комментария Раши, не был его отцом.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Раши

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше