Темы: Рав Реувен Куклин, Рав Ицхак Зильбер, Суббота, Обрезание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДорогой рав,
У моих знакомых в субботу родился мальчик; и я знаю, брит мила попадает на субботу, но родители ребенка из-за того, что нельзя хорошо "посидеть", заснять все на видеокамеру и с музыкой, переносят на воскресенье. Ребенок родился в субботу, в 6-6,30 вечера.
Вопрос, что теряет ребенок от того, что делают обрезание не в тот день, т.е. не в субботу.
Я слышал, в субботу обрезание это большая мицва.
Уважаемый…!
В Торе (Вайикра 12:1-3) сказано: «И говорил Господь Моше так: Говори сынам Исраэйлевым следующее: если женщина зачнёт и родит мальчика… А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его». Тора приказывает сделать обрезание именно на восьмой день (при условии, что роды были обычными, не с помощью кесарева сечения). Получается, что отец, который переносит обрезание на другой день, нарушает то, что заповедал нам Творец (разумеется, речь идёт о ситуации, когда обрезание на восьмой день не представляет опасности для жизни новорожденного). И это, конечно же, большая потеря как для родителей, так и для новорожденного, первая заповедь в жизни которого будет выполнена несовершенно; а мудрецы учат (см. Кидушине 59 а, Критут 6 а), что каждое первое событие в жизни человека влияет на подобные события, которые произойдут в его жизни впоследствии.
Тем более, когда речь идёт о такой важной заповеди, как обрезание, за несоблюдение которой полагается страшное наказание – карет (отсечение души от вечности; Рамбам (Законы обрезания 1:2) пишет, что карет полагается только в том случае, если человек, которому родители не сделали обрезание, не сделает себе обрезание сам в течение всей жизни). Сказали мудрецы (Агадат Берешит): "В заслугу обрезания Всевышний избавляет евреев ". А в Зоаре (Мишпатим 124 а) говорится, что в заслугу обрезания евреи побеждают своих врагов, также сказано там (Ваэра 32а), что выполнение заповеди об обрезании – заслуга, которая даёт право на землю Израиля.
О желании снять брит на видеокамеру и сделать трапезу с музыкой. Это очень понятное желание. Поэтому хочу предложить сделать брит в субботу утром и приурочить к нему небольшую трапезу, а ночью после исхода субботы устроить большую трапезу с музыкой (или можно сделать брит в субботу во второй половине дня, а ночью после исхода субботы устроить трапезу), на которую можно пригласить и моэля. И тогда можно всю эту трапезу с участием моэля заснять на видеокамеру.
Важно подчеркнуть, что, несомненно, предпочтительно сделать не только обрезание, но и трапезу в субботу (разумеется, без хилуль шабат), однако мой совет может подойти тем людям, у которых есть большое желание "посидеть" после брита.
В заключение хочу привести отрывок из книги рава Ицхака Зильбера, где говорится о том, какие усилия предпринял автор книги и на какой риск пошёл ради того, чтобы сделать сыну обрезание на восьмой день.
В те времена, о которых я рассказываю, рав Шломо Боков, моэль из Саратова, был уже человек немолодой. Три его сына погибли на фронте, забота о внуках (все внуки жили в доме деда – почему, могу только догадываться) легла на старика и его жену. Жили трудно. Но когда раву сообщали, что надо сделать ребёнку брит-милу, он бросал все свои дела и ехал, куда надо.
В Казани бриты делали нечасто (если учесть, что евреев было несколько тысяч), а поскольку город был бедный и люди не могли в одиночку осилить покупку билета моэлю, приходилось ждать три-четыре месяца, пока не соберётся три брита.
И вот в сорок девятом году рав Шломо приехал в Казань, сделал несколько бритов и уже собирался на вокзал, когда узнал, что у меня родился сын. Рав тут же продал билет и неделю ждал в Казани брит-милы, оставив жену со всеми внуками. Когда наступил день, рав сказал, что ждал такого брита двадцать пять лет.
Дело в том, что в двадцать четвёртом году ввели закон, по которому рожениц выписывали из роддома не раньше чем на девятый день (полагаю, не обошлось без вездесущей Евсекции), и четверть века не было у рава ни одного брита на восьмой день, как предписано Торой.
Как мне удалось добиться, чтобы Гиту выпустили из роддома на восьмой день? Жена министра здравоохранения Софья Иосифовна Кошкина, еврейка, врач-гинеколог по профессии, занимала видный пост в министерстве. Я обратился к ней. Я не знал, что она за человек, донесёт или нет, но решил: попробую. Зайду в кабинет, увижу её – и пойму.
Вошёл и говорю:
– У меня к вам просьба. Я еврей, у меня родился сын, и я хочу, чтобы жену выписали из больницы на восьмой день.
Она говорит:
– Зачем?
Я объяснил, что Б-г приказал на восьмой день делать обрезание, а рожениц отпускают на девятый.
Софья Иосифовна записала номер роддома. На восьмой день я пошёл к соседу, попросил приготовить всё необходимое, пригласил друзей, ещё не зная, выпишут жену или нет. На всякий случай решил быть готовым. В два часа её выпустили, и брит состоялся.
После этого ещё один еврей тоже добился выписки вовремя, и у рава Шломо Бокова в Казани была ещё брит-мила на восьмой день.
Я пришёл поблагодарить Софью Иосифовну: «Вы сделали мицву – дело, угодное Б-гу». Она заплакала: «Я знаю, что такое мицва. Но чего стоит мицва женщины, которая замужем за неевреем?» .
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте: Памяти праведника
Почему обрезание на восьмой день?
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Рав Яков Доктор
Принёс раби Акива пшеничные колосья и свежий хлеб: Скажи, разве хлеб не лучше сырых зёрен? А ведь Б-г сделал только зерно, хлеб же испёк из него человек!"
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Моше Сытин
В этом могут участвовать только бездетные пары?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Реувен Куклин
Б-г не мог предписать плохого?
Рав Бенцион Зильбер
Давно хочу сделать обрезание, но всё как-то не могу решиться...
Рав Реувен Пятигорский
Или немного о «крестных отцах»
Рав Реувен Куклин
Почему обрезание младенцу делают именно на восьмой день?
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Почему предписано обрезать младенца именно на восьмой день? Тогда же не знали про фибрин!
Рав Реувен Куклин
Зоар даёт ответ на этот вопрос
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его