Темы: Зависть, Порча, Дурной глаз, Сглаз, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМожем ли мы верить в порчу дурного глаза, и приносит ли это беду? Если да, то как помочь избежать этого ? Огромное вам спасибо .
Здравствуйте! Дурной глаз — «айн ара» — хорошо известное явление еще со времен Талмуда. Один мудрец даже утверждал, что подавляющее большинство людей умирает от дурного глаза.
Суть этого явления заключается в том, что, когда люди видят успех других, у них просыпается вопрос: почему у него так хорошо, почему именно ей так удалось, и т.п. Даже если человек добр и не завистлив по природе, может возникнуть такой вопрос просто по логике вещей (например, если тот, кто спрашивает, не сравнивает с собой, у него самого все прекрасно).
Этот вопрос вызывает на Небесном суде пристальное внимание к человеку, о котором идет речь. И зачастую может выясниться, что он не заслуживает в полной мере того, чем обладает. Пока вопрос не поднят, мера Милосердия Творца дает возможность человеку получать «в кредит», однако, когда надо разбирать его «дело», все должно быть подчинено мере Правосудия. И тогда могут быть неприятности…
Особая опасность таится в том, что этот вопрос может быть даже неосознанным. Поэтому Талмуд (Бава мециа 107:2) запрещает человеку стоять и всматриваться в чужое поле, когда урожай уже готов к снятию — тогда это выглядит особенно впечатляюще. И не может человек за себя поручиться, что у него не возникнет ощущения: владелец поля хорошо живет…слишком хорошо.
В законах, регулирующих чтение Торы в синагоге, сказано: «Не допускается вызывать к Торе двух братьев или отца с сыном подряд, одного за другим — из-за дурного глаза» (Орах Хаим 141, 6). То есть, следует действительно опасаться дурного глаза и не выпячивать свой успех. Чем человек скромнее себя ведет, тем меньше шансов, что кто-нибудь сглазит его.
С другой стороны, Арух а-Шулхан (там же, п. 8) утверждает, что, если человек не боится дурного глаза, то эти правила к нему не относятся. Как же, спросим мы, — ведь Рамбам (Законы сохранения жизни 11, 5) пишет очень строго, что тех, кто пренебрегает законами, данными мудрецами для того, чтобы сберечь жизнь и здоровье человека, надо наказывать.
Очевидно, айн ара действует на человека, по мнению Арух а-Шулхан, лишь в той степени, в какой он сам его опасается. Так что нет оснований для паники, хотя, конечно, от скромного поведения никто еще не проигрывал. Даже по мнению других мудрецов, считающих, что айн ара действует независимо от того, как человек относится к этому явлению, не следует жить в страхе из-за этого. Ведь известно у нас и другое правило — «тот, кто слишком боится беды, притягивает ее к себе».
В конце концов, все, что происходит с человеком, находится под контролем Всевышнего, благословенно Имя Его, и в конечном итоге справедливость всегда восстанавливается с абсолютной точностью.
Читайте: Как еврейские мудрецы объясняют такие явления, как порча, сглаз?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Реувен Куклин
Да будете вы защищены от глаза продолговатого…
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Моавитяне испытывали к евреям давнюю ненависть
Эстер Оффенгенден
Рав Реувен Куклин
Зачем человеку дана возможность воздействия на духовные миры?
Рав Бенцион Зильбер
Обидеть человека — это как огонь...
Рав Реувен Пятигорский
Почему религиозные произносят слова — «бли аин а-ра»?
Рав Реувен Куклин
Ни у кого из людей нет собственной силы...
Рав Реувен Куклин
Не может человек-прах влиять на судьбы себе подобных?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Отзывчивость и щедрость
Рав Реувен Куклин
Бывшая девушка моего жениха навела на него порчу…
Рав Яков Шуб
Что об этом говорит Тора?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его