Темы: Время, Заповеди, Святость, Египетское рабство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему первой заповедью, которую получили евреи, было Новомесячье? Арик
Уважаемый Арик,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Вы отмечаете очень интересный момент. Действительно, первой заповедью, которую евреи получили как народ после выхода из Египта, была именно заповедь об освящении нового месяца.
Заповедь освящать новый месяц лежит в основе нашей календарной системы, она необходима для поддержания и функционирования многочисленных элементов нашей Традиции.
Все знают, как важно первое впечатление — оно зачастую во многом определяет и формирует дальнейшие отношения. Еврейский народ, только что вышедший из Египта, еще не полностью сформировавшийся и не посвященный во все детали Б-жественной мудрости, сразу же получает от Всевышнего такую непростую заповедь.
Почему же Всевышний для «первого знакомства» выбрал именно ее?
Сфорно[i] (комментарий к Бо 12:2) отмечает: выход из Египта был отправной точкой в формировании еврейского народа. В этот момент евреи из египетских рабов трансформируются в свободных людей. Сущность раба — быть постоянно подчиненным воле хозяина. Он лишен возможности контролировать свое время, составлять себе расписание. Именно поэтому в давние времена, кнаанский раб, находящийся во владении еврея, который по Закону обязан выполнять заповеди, тем не менее освобожден от заповедей, связанных со временем.
Возможность распоряжаться своим временем — это то, что кардинально отличает раба от свободного человека. Поэтому весьма символично, что, как только мы стали свободными и получили право самостоятельно контролировать свое время, Всевышний дает нам заповедь, свидетельствующую о святости самого времени.
То, насколько правильно мы распоряжаемся своим временем и контролируем его, в большой степени показывает, насколько мы действительно дорожим своей свободой. Многие люди задыхаются из-за плотного графика, не имея возможности остановиться и правильно расставить приоритеты, выделить необходимое время для семьи и духовного роста.
Более того. Статистические данные о том, сколько времени обычный современный человек ежедневного проводит в интернете, соц. сетях и т.п., ужасают и удручают. Это наглядно свидетельствует, насколько мы являемся «рабами» своих гаджетов, насколько неспособны быть хозяевами своего времени, остановиться в нужный момент…
Способность остановиться и сделать обдуманный выбор, решив, «что важно для меня в этой жизни», и начать тратить свое время именно на важное, — это и есть основополагающий выбор стать свободным человеком.
Возвращаясь к заповеди освящения нового месяца, отметим, что на иврите слово «месяц» — ходэш — однокоренное со словом хадаш — «новый», «новизна». Поэтому время в иудаизме символизирует также возможность обновления.
Сфат Эмет[ii] объясняет слова, сказанные мудрейшим из людей — царем Шломо (Коэлет 1:9): «…ничего нет нового под солнцем». Т.е. возможность осуществлять обновление, создавать новое уходит своими корнями во что-то большее, чем то, что есть «под солнцем», что-то, выходящее за границы природы.
Вместе с заповедью освящения нового месяца еврейский народ получил и эту «неестественную» способность обновляться и обновлять.
Творчество является немаловажной темой в иудаизме. Создавая новое как в духовной, так и в материальной сфере, человек уподобляется Творцу, Который создает и поддерживает наш мир.
Нецив[iii] в своем комментарии к Торе (к Шмот 34:1) пишет, что в определенном смысле вторые Скрижали были «тяжелее» первых. Ведь, в отличие от первых, на которых законы Торы были ясно зафиксированы, вторые Скрижали требовали усилий человека — для того чтобы прийти к правильному пониманию.
Но ведь не каждый из нас способен делать открытия в Торе или даже в другой сфере, изобретая нечто новое, создавая музыкальные композиции или художественные шедевры?
Ответ на этот вопрос достаточно прост. Зачастую мы не совсем правильно понимаем концепцию «нового». Наши мудрецы учат, что «новое» — это не обязательно изобретение. Каждый из нас на протяжении дня выполняет множество заповедей и других действий. Часто мы действуем на автопилоте, совершенно не задумываясь над тем, что делаем. Остановившись и обдумав, «что я делаю», совершая действия с необходимым намерением, мы добавляем к действию индивидуальное осмысление и переживание — это и есть «новое». Иными словами, осмысленное переживание своих действий также является изобретением и творчеством.
Теперь легче понять, какой драгоценный дар мы получили от Всевышнего вместе с заповедью освящать новый месяц.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Овадья бар-Яаков Сапорно (Сфорно; ок. 5230-5310 / ок. 1470-1550, Италия) — знаменитый комментатор Писания.
[ii] Раби Йеуда-Арье-Лейб бар-Авраам-Мордехай Алтер из Гуры (Сфат Эмет; 5607-5665 / 1847-1905, Польша) — выдающийся знаток Талмуда и хасидский наставник. «Сфат Эмет» — его комментарий к Пятикнижию.
[iii] Раби Нафтали-Цви-Йеуда бар-Яаков Берлин (Нецив из Воложина; 5577-5653 / 1817-1893 Белоруссия) — глава Воложинской ешивы, один из духовных лидеров поколения. Автор знаменитых комментариев: «Аамэк Шеэла» к книге «Шеилтот дэ-рав Ахай Гаон», «Аамек Давар» к Торе, «Мэромэй Садэ» к Талмуду.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Ашер Кушнир
Знаю, что запрещено, но как от этого избавиться?
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Моше Шапиро
Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Солнце и Луна
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?