Темы: Страдания, Свобода выбора, Милосердие, Смерть, Жизнь, Жестокость, Вера, Связь с Творцом, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Объясните, пожалуйста: если Бог милосерден и доброжелателен к Своим созданиям, почему так страдают живые существа? Если мы грешили и заслужили, почему животные страдают?
Может, в прошлом воплощении мы грешили, что объясняет смерть невинных детей и т. д. теперь. Это разумное объяснение, но, всё же, если человек виновен, не лучше ли ему помнить свою вину, чтобы понимать, за что он страдает, и не чувствовать себя ребенком, не понимающим, за что его бьет родитель? В конце концов, это может навести на мысли о садизме и нелюбви.
И отчего страдают животные, у которых даже нет свободы воли, почему они живут и умирают в муках на жутких бойнях? Я видела в документалках, как мясник с еще живой свиньи отрезал плоть. И они сдирают шкуры с еще живых животных.
А что люди делают с другими людьми... Даже хищные звери не убивают ради наслаждения. И, должно быть, Всевышний в самом деле очень милосерден, если терпит это так долго...
Или, вот, мои сомнения: может, Ему нет никакого дела до нас всех или до меня лично?
Я никогда не была атеистом, с детства говорила с Ним своими словами, а теперь мне хочется кричать: почему Он делает это всё... Я, как обиженный подросток, иногда подозреваю Его в садизме... Потом мне стыдно за это малодушие... И снова все эти сомнения.
Я проходила гиюр и остановилась — из-за того, что у меня такой хаос в голове. И я не говорила об этом до сих пор ни с кем. Потому что это получается, что во мне недостаточно веры... И мне даже перед самой собой стыдно в этом признаваться. И это мучает меня.
Но я также не могу представить, что Бога нет, не понимаю, каково это. И вот сейчас я злюсь и дохожу до обвинений, но не могу перестать обращаться к Нему, потому что это естественно — как дышать. И не смогу найти душевный покой, пока не разрешу эти вопросы в себе. Не знаю, как я дошла до таких мыслей. Мне стыдно, что я оскорбляю Бога, проявляю неблагодарность, малодушие и неверие и что Вам приходится такое читать.
Одна часть меня как бы бунтует против другой с этими сомнениями и мыслями. Что мне делать с этим? Я зависла в подвешенном состоянии и не могу найти покоя. N.
Здравствуйте, N.!
Во-первых, должен сказать, что никогда не следует «задвигать» вопрос, о чем бы он ни был. Если возникает сомнение, если Вы искренне не понимаете и хотите выяснить, почему происходят те или иные события и, попутно, восстановить мир в своей душе, очень важно стремиться отыскать ответ и ни в коем случае не отмахиваться и, тем более, не пытаться обмануть саму себя. Тем более, если вопрос касается основополагающих аспектов нашего мировоззрения, веры и смысла жизни.
Само стремление и попытки ответить на возникающие вопросы является естественной и неотъемлемой частью человеческой природы. То, что некоторые люди живут, воспринимая всё вокруг как данность, как само собой разумеющиеся явления, свидетельствует, на мой взгляд, об ограниченности их интеллекта и духовной лени.
Во-вторых, если мы не пытаемся разрешить возникший в душе конфликт, если не отвечаем на вопрос, если не объясняем сомнение, это неуклонно разрушает тонкую структуру нашего ощущения истины, нашу связь с Творцом. Нерешённая проблема заставляет человека сомневаться в правильности избранного пути, делает его, в конце концов, равнодушным и даже циничным.
Выяснение истины основано на вопросах и исследовании проблем. При всём этом, пытаясь отыскать ответы, мы должны помнить: всё, что происходит в мире, имеет причину и происходит по Б-жественному замыслу. Всё, что обрушивается на нас, не случайно и не зря.
А теперь вернёмся к сути Вашего вопроса. Вы, на мой взгляд, спрашиваете: почему нередко страдания выпадают на долю тех, кто не в состоянии их понять и связать с собственной виной или ответственностью? Почему, если это связано с нашими поступками в прошлой жизни, мы не помним об этом?
Ответ, мне кажется, весьма прост. Оценить полную меру ответственности, определить степень истинного правосудия в этом мире не способен, пожалуй, никто. И в этом плане нет различия между животным, забиваемым на бойне, маленьким ребёнком и самым разумным и «просвещённым» человеком, кем бы он ни был. Это прерогатива лишь Самого Творца.
Даже если нам в этом мире покажут в точности, за что с нами случаются те или иные неприятности, даже если мы вспомним все преступления, совершённые нами во всех воплощениях, то и тогда не сможем оценить их и воздаяние за них в должной мере. Почему? Очень просто. Как нельзя на пальцах показать сложные математические формулы, так и в этом ограниченном материальном мире нет возможности понять всю многомерность и многослойность последствий наших дел.
Наш материальный мир — по сути, мир, где главным критерием является практическое действие и где многое зависит от поступков людей. Глядя на мир сквозь затемнённый экран материальных нужд, мы не сможем вместить в себя всю беспощадную и многогранную подоплёку этих поступков. Единственное, что мы должны знать: если люди действуют правильно, мир становится лучше, если нарушают Б-жественные правила, мир разрушается.
Вы видели когда-нибудь, как страдают дикие животные? Однажды я наблюдал, как кошка, затянутая лапой в двигатель автомобиля, после того, как мы её освободили, не жалуясь, несмотря на страшную боль в перебитой ноге, тихо легла в траву и осторожно стала облизывать повреждённую лапу. Через несколько недель я увидел, как она, как ни в чём не бывало, резво бежала, сильно хромая, по своим делам.
Животные, в особенности дикие, не задают вопросов, почему они страдают. Не просто потому, что им не хватает ума — среди них встречаются вполне разумные особи, — просто инстинктивно, на самом базисном уровне своего существа они знают, что ответ — не в плоскости их постижения. Они воспринимают то, что происходит с ними, как данность, как неизбежность и не «жалуются на судьбу», делая всё, что в их силах, чтобы исправить ситуацию и прийти в норму.
Другое дело — человек. Творец создал этот мир, чтобы разделить с людьми ответственность за происходящее. Всевышний наделил нас небывалыми, почти не ограниченными возможностями. Он дал нам целый набор инструментов, которыми мы можем изменять мир. Он же дал нам и свободу в том, как именно использовать эти возможности и инструменты. Мы вольны использовать их во благо себе и всему миру, но способны творить с их помощью злые, жестокие дела. Это принято называть свободой выбора.
Тем не менее, эта свобода весьма специфична и не абсолютна. Творец даровал нам этические и практические императивы поступать в соответствии с высшими критериями добра. Они известны всем. Человечество владеет ими с самого первого дня своего существования. Уже Первый Человек, Адам, знал эти важные правила человеческого существования. Он же первым их и нарушил. Сыновья Ноаха получили их в обновлённом виде, чтобы передать следующим поколениям, но и те долго не продержались. Творец создал особый народ, еврейский, с одной единственной задачей — хранить и соблюдать весь комплекс Б-жественных наставлений. Но разве весь мир, да порой и сами евреи, так уж рьяно придерживаются этих правил?
Сказать по правде, если бы человек в действительности сознавал всю тяжесть последствий собственных преступлений, он бы никогда не грешил. Ангелы не грешат, поскольку не имеют стремления к злу, но человеку, как правило, если он не прилагает усилий, преодолеть это стремление трудно. И потому иногда происходит то, что вызывает у нормативного человека отторжение и возмущение.
Странно лишь то, что в этом случае человек возлагает всю ответственность на Творца, забывая, что, получив право выбирать, человек несёт первоочередную ответственность за собственные деяния.
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
Чем будет жив праведник?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Власть рабов. Ирод и потомки Хашмонеев.
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?