Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Талмуд, Амораим, Рав Александр Кац, Тверия
Раби Ирмия — руководитель ешивы в Тверии.
Родился в Вавилонии; в юности переехал в Землю Израиля. Учился у р. Йоханана (см.) в Тверии; однако основным его наставником стал р. Зейра (см.), называвший р. Ирмию своим «сыном» (Моэд катан 4а). Р. Зейра утверждал: со времен поколения р. Акивы не было подобного р. Ирмии в прилежании, усидчивости и тяге к изучению Торы (ИТ Недарим 8:2).
Для метода исследований р. Ирмии была характерна постановка самых неожиданных и парадоксальных вопросов с целью выяснить все аспекты применения законов Торы, и даже в ситуациях, которые, на первый взгляд, вообще не встречаются в реальности или же случаются крайне редко. Много раз, завершая обсуждение поставленной им проблемы, Талмуд вынужден констатировать: тейку — «вопрос не разрешен», «ответа не найдено» (см. Шабат 38б; Сукка 33а).
Так, например, когда мудрецы обсуждали закон о птенце, выпавшем из голубятни, — «если он был обнаружен в пределах 50 локтей от голубятни, нашедший обязан вернуть его хозяину, но если вне 50 локтей, нашедший может взять его себе», — р. Ирмия спросил: «А каков закон в случае, если одна нога птенца в пределах 50 локтей, а вторая — вне?». Рассказывается, что за этот вопрос мудрецы удалили р. Ирмию из дома учения — «потому что он замучил их своими вопросами» (Бава батра 23б, Раши). Однако, не сумев обойтись без него при решении очередной сложной проблемы, они вскоре попросили его вернуться (там же 165б).
Подобно своему наставнику р. Зейре, р. Ирмия перенял методы изучения Торы, применяемые в ешивах Земли Израиля. В то же время о путях постижения Торы, принятых в Вавилонии, он отзывался весьма скептически, называя их «тьмой» и «мраком» (Санхедрин 24а, Песахим 34б).
Вместе с тем, выдающиеся мудрецы Вавилонии Абае (см.) и Рава (см.) высоко ценили его, утверждая, будто «он один стоит нескольких мудрецов» (Ктубот 75а). В Вавилонском Талмуде многократно приводится его мнение; более того, если в Вавилонском Талмуде написано: «Так сказали на Западе (т.е. в Земле Израиля)», то всегда имеется в виду именно его точка зрения (Санхедрин 17б).
В течение ряда лет р. Ирмия возглавлял ешиву в Тверии (ИТ Шабат 19:1).
Р. Ирмия погребен в Тверии (Седер адорот). Он завещал после смерти облачить его в белые одежды, на ноги надеть сандалии и вложить в руку посох — чтобы он был готов к воскрешению мертвых, которое произойдет с приходом Машиаха (ИТ Килаим 9:3).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место