Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография пророка и первосвященника, который воспротивился установке идола в Храме.

Зехарья бен Йеояда (זכריה בן יהוידה; ум. в 3100 году /661 г. до н.э./) — пророк и первосвященник в период Первого Храма.

Его отец Йеояда (см.) был пророком и первосвященником Иерусалимского Храма (Седер адорот), а мать Йеошават — дочерью царя Йеуды Йеорама (см. Диврей аямим II 22:11; Седер адорот).

В 3061 году /699 г. до н.э./ его отец Йеояда стал соправителем взошедшего на престол семилетнего царя Йеуды Йоаша (Диврей аямим II 23:1-24:14; Седер адорот). В 3067 году /693 г. до н.э./ Зехарья получил от отца посвящение в пророки, а затем сменил его в роли первосвященника (Седер адорот). Вместе с тем, он стал главой Верховного Суда (Эйха раба 4:16, Маарзо).

После смерти Йеояды, последовавшей в 3098 году /662 г. до н.э./, его воспитанник царь Йоаш отошел от соблюдения заповедей Торы и стал служить идолам (Диврей аямим II 24:17-18). А затем царь обожествил себя, и жители Йеуды стали поклоняться ему как богу (Седер олам раба 18; Раши, Гитин 57б).

Зехарья пытался увещевать народ, предрекая разрушение Иерусалима (Санхедрин 96б). А в 3100 году /661 г. до н.э./, когда царь повелел установить идола в Иерусалимском Храме и воскурять ему благовония, первосвященник Зехарья категорически воспротивился. «Так говорит Б-г, — воззвал он к народу, — зачем вы преступаете повеления Б-га?! …Как вы оставили Б-га, так и Он вас оставит!» По приказу царя пророка забросали камнями прямо во дворе Храма. Умирая, Зехарья произнес: «Да увидит Б-г и взыщет» (там же 24:20-22, Таргум; Оцар ишей аТанах, Зехарья бен Йеояда). Это произошло в Йом кипур, который был одновременно и шабатом (Эйха раба 4:16; Седер адорот).

Зехарья был похоронен на склоне Масличной горы (Ар азейтим) (Седер адорот). Но его кровь, пролитая во дворе Храма, не высохла, и ее не удалось смыть с того места.

В том же году в результате заговора был убит царь Йоаш (Диврей аямим II 24:25). Но и после этого кровь пророка кипела и бурлила в течение 238 лет, вплоть до разрушения Первого Храма (Коэлет раба 3:20; Седер адорот).

Вавилонский полководец Невузарадан, покоривший и разрушивший Иерусалим, увидел во дворе Храма кипящую кровь и спросил: «Чья она?» Пленные евреи попытались ввести его в заблуждение, утверждая: «Это кровь жертвенных животных». Но он доискался до истины. «В прежние годы, — признались пленные, — среди нас был пророк, который очень сильно нас упрекал. Он предсказывал всё то, что произошло с нами сейчас, но ему не верили, и его убили. С тех пор уже много лет его кровь не может успокоиться». «Я ее умиротворю», — сказал Невузарадан. Он велел привести судей Великого Санхедрина и Малого Санхедрина — все они были казнены рядом с этой кровью. Но кровь Зехарьи не успокоилась. Было убито множество юных коэнов. Кровь не успокоилась. Были убиты дети, изучавшие Тору в школе. Кровь не успокоилась. «Зехарья, я убил лучших из вас, — обратился Навузарадан к кипящей крови. — Неужели ты хочешь, чтобы я убил всех?» «Неужели ты важнее всей этой крови?!» — закричал злодей на кипящую кровь пророка. И тогда кровь Зехарьи просохла и впиталась в землю (Гитин 57б; Санхедрин 96б; Эйха раба 4:16; Коэлет раба 3:20).

По свидетельству кабалистов, душа Зехарьи вновь воплотилась в двух главах Санхедрина в период Второго Храма, которых звали Шемая и Автальон — причем, часть души, называемая руах, воплотилась в Шемае, анефеш — в Автальоне (см. о них в кн. «Еврейские мудрецы», с. 5). В более позднюю эпоху его руах воплотился в великом кабалисте р. Моше Кордоверо (Рамак), а нефеш — в р. Элияу Ди Видасе, авторе кабалистической книги Решит хохма (см. там же, с. 124-126), и не случайно они были очень близкими друзьями (Седер адорот 3061).

с разрешения издательства Швут Ами


Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли