Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Урок Талмуда приближался к концу. Не спеша читали текст, комментарии. Речь шла о том, что три раза в году надо проверять вино – не убежало ли оно в уксус. Зачем проверять? Затем, что человек разливал вино по бочкам – и одну отставил в сторону, чтобы, когда закончит сбор винограда, сделать из той бочки труму – отделение в пользу коэнов. А без этого вино пить нельзя, – да и само в горло не полезет: не будем же мы делать лехайим, когда коэн нашей общины не имеет за столом за стаканчик хорошего, сладкого, отменного, благоухающего запахами благословенной израильской осени винца!
Дальше читаем, что виноградарь не просто проверяет вино на уксус, а именно в установленные сроки года. Один из них – как раз, когда после праздника Сукот дует над просторами Израиля сухой и горячий ветер с востока, суховей пустыни под именем Харишит.
"Что за Харишит?" – спрашивает строгим голосом Гемара.
Рав Йеуда отвечает: "Ветер, который наводит на море валы, от чего оно становится похожим на вспаханное поле – борозда за бороздой".
"Понятно, – говорим мы. – Харишит от слова хариша́, пахота".
"Нет, – вступает в разговор Раба, – это такой ветер, который заставляет смолкнуть все остальные ветры".
"Ух ты, – говорим мы, – как здорово. Харишит от слова хэрэш, молчание".
Итак, один мудрец нам сообщил: "валы и борозды", второй: "усмиряет другие ветры".
Ну, и зачем нам об этом знать?
"Как зачем? – удивляется Талмуд. – Так ведь написано в Книге пророка Йоны: "И было, когда взошло солнце, приготовил Всевышний восточный ветер Харишит, и нагрело солнце голову Йоны, и потерял он сознание".
И, если мы спросим, каким был тот ветер, Танах нам отвечает: Харишит.
Давайте приведем последние слова нашего 39-го урока третьей главы трактат Гитин – и все окончательно встанет на место.
Сказал рав Тахалифа бар рав Хисда, объясняя этот стих: сказал (спросил) рав Хисда: в какое время становится горячей твоя одежда? (В смысле, в какое время года воздух достаточно прогревается?) И ответил: когда затихает земля с юга. Т.е., когда стихает холодный южный ветер, и в это время все начинает нагреваться под солнцем. Но почему стихает холодный ветер с юга? Потому что, когда дует жаркий пустынный ветер с востока, он заставляет смолкнуть все остальные ветры перед ним, в том числе и холодный южный ветер[1]. Об этом и сказал Раба: Всевышний навел на Нинве восточный ветер, он заставил утихнуть холодный вечер с юга – и стало до такой степени жарко, что Йона потерял сознание.
Все понятно? Если не совсем, приведем стенограмму последних минут урока:
Йона был послан Всевышним, чтобы предупредить грешных жителей Нинве, что через три дня их город будет уничтожен. Пророк выполнил задание – и жители исправили поведение, в результате чего Всевышний над ними сжалился и отменил наказание. Тем самым Творец учит нас, что таков Его способ управления миром: когда Он хочет простить народ или страну, Он показывает им Свой гнев (в данном случае о грядущей катастрофе им рассказал Йона). Гнев – предвестник будущего прощения (если люди исправятся). И этот гнев настолько силен, что перед ним смолкают все ангелы-обвинители данного народа. Как только смолкают обвинители – Всевышний проявляет Свое милосердие. (Хатам-Софер)
Об этом сказал Раба: восточный ветер Харишит – настолько сильный, что заставляет смолкнуть все остальные ветры. Аналогично, гнев Всевышнего заставляет смолкнуть обвинителей народа, а без них не может состояться суд над народом. Так проявляется милосердие Творца.
И наоборот! Если в течение долгого времени страна не видит никаких угроз, люди начинают думать, что им ничего не угрожает, они принимаются творить плохие дела – и над ними разражается катастрофа. Так случилось с Нинве: после пророчества Йоны прошло ровно 40 лет, и город Нинве исчез, потому что жители снова стали грешить.
Об этом шел спор между равом Йеудой и Рабой. Первый сказал, ветер Харишит делает борозды, валы на море. Второй сказал, что ветер Харишит заставляет смолкнуть остальные ветры. Рав Йеуда считает, что борозды – это намек на то, что за благополучием идет беда, которая снова сменяется тишиной и миром[2]. Стих в Книге Йона – это намек на трагический финал Нинве. Но Раба считает, что стих указывает только на ближайшее спасение Нинве, когда после гнева Всевышнего стихают все обвинители.
У Всевышнего есть три качества: Гнев (рогэз), Суд (диним) и Милосердие (рахамим). Если люди видят Гнев и исправляются, то Суд испуганно молчит и приходит Милосердие. Но если Гнева нет, то люди думают, что им нечего исправлять, в то время как грехи накапливаются, – и тогда (нонбс) наступает Суд.
[1] Если бы восточный ветер "не заставил" стихнуть южный, они бы перемешались, и на земле не установился бы зной.
[2] Так подумали египтяне, когда ринулись за евреями в расступившееся море – и их накрыл вал, который следовал за обмелением моря. Написано (Шмот 14:21): "И наводил Всевышний сильный восточный ветер всю ночь". Восточный – тот, который делает на море валы. (Рамбан)