Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Великие мудрецы эпохи второго Храма

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

Период зугот был ознаменован борьбой между эллинистами (евреями, воспринявшими греческую культуру) и теми, кто оставался верен законам Торы — борьбой, которая приобрела остроту гражданской войны.

Йеуда бен Табай — глава Санхедрина в третьей «паре». Вместе с Шимоном бен Шатахом принял устную традицию от второй «пары» (Авот 1:8).

Когда царь Александр Янай, сын Гиркана, перешел к физическому уничтожению мудрецов (было казнено около четырех тысяч знатоков Торы), Йеуда бен Табай был вынужден скрываться в Египте и сумел вернуться на родину только после смерти царя.

Сохранился его совет, обращенный к судьям: «Не строй из себя адвоката и, пока тяжущиеся стороны стоят перед тобой, считай их неправыми. Но как только они приняли решение суда, и те и другие пусть будут правыми для тебя» (Авот 1:8).

Шимон бен Шатах (3621—3722 гг. /139—38 гг. до н.э./) — ав бейт дин в третьей «паре».

Шимон бен Шатах был судьей, наделенным даром высшей справедливости. В трактате Санхедрин (37б) рассказывается, как однажды он увидел вооруженного мечом человека, вбежавшего в полуразрушенное здание за своей жертвой. Раби Шимон устремился за ним, чтобы спасти преследуемого. Но на месте преступления он застал убийцу, стоявшего над своей жертвой, и с его меча стекала кровь. Раби Шимон обратился к нему: «Нечестивец, ты убил человека… Только что я могу поделать, если в Торе сказано: “По словам двух свидетелей… должен быть казнен подлежащий смерти” (Дварим 17:6). Но Тот, Кто знает все помышления, взыщет с убившего своего ближнего». В тот же миг из развалин выползла змея, ужалила преступника, и тот умер.

Талмуд свидетельствует, что Шимон бен Шатах был объективен и неподкупен: однажды он вызвал в суд царя Александра Яная и потребовал, чтобы тот выслушал обвинение стоя, как предписывает закон (Санхедрин 19аб).

Сестра Шимона, Шлом-Цион (Саломея), ставшая женой царя, укрывала брата во время гонений на мудрецов. После смерти Александра Яная Шлом-Цион унаследовала трон, и Шимон бен Шатах стал фактическим правителем государства. Он сумел провести целый ряд важнейших реформ. Его усилиями была создана система школ для обучения детей Торе. Выработанная им система учебных заведений (хедер и талмуд Тора) сохраняется, в основных чертах, до сегодняшнего дня. В Талмуде сказано, что он «восстановил власть Торы в ее прежних пределах».

При нем было закреплено и важное изменение в семейном праве: обязательным был признан брачный контракт (ктуба), обеспечивающий права жены в браке и в случае смерти мужа или развода.

В Мишне приведен его совет судьям: «Тщательно допрашивай свидетелей и будь осторожен в своих словах, чтобы не научить свидетелей лгать» (Авот 1:9).

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше