Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Истоки»

Раби Йосеф Дов Бэр Соловейчик (1820-1892) из Бриска (Брест-Литовска). Крупнейший талмудический авторитет и учитель Торы своего времени. В молодости учился в знаменитой Воложинской ешиве, что в Литве. Одно время его кандидатуру выдвигали на пост главы ешивы, но в конце концов руководителем стал его друг и ровесник, знаменитый ученый, раби Нафтали Цви Йеуда Берлин (Анецив). Был раввином в Слуцке, где проявил себя талантливым общественным деятелем. С 1876 года — раввин в Варшаве, а с 1878 — главный раввин крупной еврейской общины Бриска.

Всю свою жизнь посвятил общественному служению. Писал он и книги. Главное его сочинение — «Бейт Алеви», комментарии на главы Торы и разделы Талмуда. Необычайно глубокая, но вполне доступная книга. (Из нее мы иногда черпаем материалы для последней страницы наших «Истоков».)

Еврейский народ его любил. За преданность Торе, мягкий незлобивый характер, умение отвечать кратко и остроумно. Множество рассказов о нем до сих пор ходят по разным книгам, но уже без указания имени; просто написано «рав сказал». Вот один из них.

С молодости раби Йосеф Дов стяжал себе славу как большой ученый. Решил он однажды поехать в ешиву к известному раву Шломо Клюгеру из Брод. Но денег на дорогу не было. Один возница согласился взять его с собой — при условии, что тот будет подменять его на перегонах. Делать было нечего, юноша согласился. На исходе первого дня пути хозяин повозки передал ему вожжи, а сам закрыл глаза. И тут лошади, почувствовав неопытную руку, понесли. Телега со всеми пассажирами чуть не опрокинулась. Сколько было потом шуму! Хозяин ругался и даже пару раз ударил неумелого помощника… Когда прибыли на место, раби Йосефа Дова уже встречали. Увидал извозчик, какое уважение тому оказывают и бросился просить прощение. Молодой раввин ответил ему с улыбкой: «Если бы меня побили за то, что я плохо учу Тору, я бы переживал. Но меня побили за то, что я плохо справляюсь с лошадьми. Так это правда!»


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше