Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Судья, Бизнес по-еврейски, Рав Александр Кац
Раби Моше бар Давид Кремер из Вильно (умер в 5448 /1687/ г.) — один из духовных лидеров поколения.
Был даяном (судьей) в Бриске (Бресте), затем переселился в Вильно.
Р. Моше держал в Вильно небольшую лавку — отсюда и его фамильное прозвище «Кремер» (на идиш лавочник). Однако торговала в лавке его жена, а он сам имел возможность посвящать большую часть времени занятиям Торой.
В 5433 /1673) году община Вильно пригласила его стать городским раввином и главой раввинского суда.
Р. Моше поставил одно условие: он не будет получать за свое раввинское служение никакого вознаграждения, а по-прежнему станет существовать на доходы от лавки. И такое соглашение было заключено. Однако очень скоро р. Моше заметил, что его лавка стала приносить несравненно больший доход. Оказалось, что все жители Вильно зачастили именно в его лавку, чтобы хотя бы таким, окольным, путем вознаградить его за труды на раввинском поприще. Тогда р. Моше сделал простой расчет: он установил, сколько денег необходимо его семье на неделю. И он попросил жену, чтобы она закрывала лавку сразу же, как только выручка сравняется с этой суммой, и даже если это произойдет в первый день недели, — поскольку другим лавочникам тоже необходим заработок (Сарей амеа 2:1).
Р. Моше Кремер возглавлял и виленскую ешиву. Он был одним из общепризнанных духовных лидеров поколения и праведником, слава о делах которого переходила из уст в уста.
Р. Моше Кремер был призван в “небесную ешиву” двенадцатого хешвана 5448 /1687/ года.
Его правнуком был один из величайших мудрецов всех времен р. Элияу из Вильно (Виленский Гаон; см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.