Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Как сделать так, чтобы приз не "ушел" победителю еще до того, как большинство наших читателей успели прочитать вопрос?
Правильно. Задать вопрос потруднее. Специально для р. Аврома тех, кто не успел прошлый раз. Слушайте.
Глава Шмот, 5.
Моше и Аhарон приходят к фараону и требуют отпустить евреев. Фараон, как и было обещано (там же, 3.19), не согласен. Вместо этого он отдает приказ ухудшить условия труда евреям, чтобы "служба медом не казалась". Теперь при производстве кирпичей не будет выдаваться солома - ищите сами. Норма выработки при этом остается прежней.
После оглашения нового указа евреи расходятся искать солому. Понятно, что норма не выполнена, следуют избиения. Еврейские представители добиваются аудиенции у фараона, плачут, умоляют - безрезультатно. При выходе из приемной, они натыкаются на Моше и Аhарона и обвиняют их в том, что произошло. Моше, обращаясь ко Вс-вышнему, спрашивает: "Зачем ты меня послал к фараону? Положение евреев только ухудшилось, а спасти их - Ты не спас". Ответ, который он получает, звучит примерно так: "Теперь увидишь все, что я сделаю фараону, он не только отпустит вас, он будет заставлять вас уйти." Конец главы.
На протяжении нескольких лет мне "болели" четыре вопроса:
1. Почему Тора, которая до предельного минимума сокращает количество слов, четыре (!) раза упоминает о злополучной соломе? Один раз - когда фараон отдает приказ (5.7), второй - когда надсмотрщики оглашают приказ народу (5.10), третий - когда евреи "кричат" к фараону (5.16), и четвертый - когда фараон отвечает им (5.18). Что такого важного в этой соломе? Тем более, если учесть, что большинство издевательств египтян над евреями (о которых мы знаем из устной Торы) указаны в тексте только намеком или не указаны вообще.
2. Когда египтяне заставляли евреев замуровывать собственных детей в стены вместо недовыработанных кирпичей, когда топили их в Ниле, когда для лечебных ванн фараона каждый день резали 150 младенцев утром и 150 вечером - никто никуда не кричал. Сейчас избили за срыв плана - пошли кричать к фараону. Что такого ужасного произошло, чего не было раньше?
3. Когда еврейские представители обращаются к фараону, они мотивируют свое обращение тем, что невыдача соломы приводит евреев к греху (РАШИ 5.16 и Сифтей хохомим там же). Что за грех? И почему это должно, по их мнению, волновать фараона?
4. Вс-вышний ясно сказал Моше, что фараон сразу не послушает его (3.19). Почему же Моше после первой же попытки констатирует, как факт: "Ты не спас евреев!"? 209 лет терпеливо ждали избавления, а сейчас, когда до выхода остался год - "сломались"?
Вот такие вопросы. Добавлю, что ответ я нашел бс"д, просто внимательно прочитав текст и чуть-чуть "пораскинув головой". Один ответ, который отвечает на все четыре вопроса.
Приз тот же.
P.S. Есть у меня подозрение, что мои комментарии к прошлому Штиклу навели особо догадливых на правильный ответ. Поэтому здесь подождем, пока все выскажутся, а потом уже будем решать, кто виноват что делать кто победил.
Теги: Штикл