Темы: Знакомства, Любовь, Страх перед будущим, Чувства и разум, Отношения до брака
Здравствуйте. Вопрос такой: как жениться без чувств влюбленности к девушке, на которой хочешь жениться, и реально ли это? В пример приводится Исаак и Ревекка, то, что у них не было влюбленности до брака. Так ли это? Н.
Уважаемый Н.!
Вы задаете интересный вопрос. Для того чтобы ответить на него, необходимо прояснить различия между понятиями «влюбленность» и «любовь», а также — о каком именно чувстве идет речь в рассказе об Ицхаке и Ривке.
Влюбленность и любовь — это совершенно разные вещи, и, если их путают, это может привести к очень неприятным последствиям. Не будем вдаваться в долгие объяснения, скажем только, что, согласно еврейской Традиции, настоящая любовь возникает только тогда, когда мужчина и женщина ощущают себя единым целым, чувствуют радость и боль другого как свою. А такое единение возможно лишь при условии, что они постоянно дают что-то друг другу, заботятся друг о друге, учатся понимать и чувствовать потребности другого. Для всего этого необходимо время, месяцы и годы совместной жизни. Поэтому выражение «любовь с первого взгляда» с еврейской традиционной точки зрения является бессмыслицей. Как можно почувствовать себя единым целым с человеком, которому ты еще ничего не успел дать и о котором даже ничего не знаешь?! В этом случае можно говорить только о влюбленности.
Влюбленность, в свою очередь, можно определить как физическое и эмоциональное притяжение к человеку, желание быть рядом с ним, строить и развивать отношения. То есть влюбленность является предпосылкой для развития настоящей любви. Соответственно, наличие влюбленности очень желательно для пары, которая только вступает в брак. Но на этапе выбора партнера надо стараться больше руководствоваться разумом, а влечение использовать только как «подсказку».
Теперь мы можем объяснить, как развивались отношения между нашим праотцом Ицхаком и праматерью Ривкой. В Торе сказано: «И взял он Ривку, и стала она ему женой, и он возлюбил ее» (Берешит 24:67). То есть показана именно та последовательность развития отношений, которая необходима для возникновения настоящей любви.
А насколько необходима влюбленность для гармоничного брака? Этот вопрос рассматривается еще в Талмуде. Там сказано, что каждый мужчина обязан увидеть свою невесту до свадьбы и убедиться, что она приятна ему и ничто в ней его не отталкивает. Только тогда, утверждает Талмуд, он сможет впоследствии по-настоящему полюбить ее. При этом наши мудрецы не видят необходимости в мощных, сводящих с ума, всепоглощающих романтических чувствах до свадьбы, которые так воспеваются в искусстве и выдаются за настоящую любовь. Цена таких чувств хорошо известна: они могут исчезнуть так же быстро, как и возникли, и молодые люди, не стремящиеся развивать настоящие отношения, могут с ужасом обнаружить, что остались чужими друг другу и эмоционально опустошенными. Но те, кто видит вещи в истинной пропорции, могут использовать эту начальную вспышку как хороший старт для строительства крепкой семьи.
А что говорят еврейские мудрецы о браке, заключенном без любви? Они осуждают человека, который женится по расчету, не испытывая никаких чувств к будущей супруге, например, ради ее богатства или общественного положения. Такого человека предупреждают, что его ждут проблемы с потомством, поскольку отношения между родителями очень влияют на душевные качества будущих детей. С другой стороны, если человек женится «во имя Небес», то есть стремится исполнить заповедь Б-га, например, если женщина — праведница и он хочет, чтобы у них были достойные дети, или берет в жены бесприданницу, которая не может устроить свою судьбу, его поступок считается достойным восхищения и ему обещано праведное потомство. Очевидно, существует огромное различие между браком, заключенным из эгоизма, ради заботы о себе, и браком, самое начало которого уже является самопожертвованием ради высокой цели. И возможность впоследствии развить настоящие, глубокие чувства в таком браке гораздо больше.
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский