Темы: Еврейские знакомства, Знакомства, Правила шидуха, Хана Лернер
Шалом. У меня вопрос по поводу шидуха. С одной стороны, шидух это очень хорошо — люди встречаются с конкретной целью — жениться, а не просто там — погулять. Но с другой — в обычной жизни парень и девушка сначала долго встречаются, живут вместе, узнают друг друга, а потом решают, жениться или нет. А в шидухе — несколько встреч (пусть даже 10), и всё! А если он (она) окажется ненормальным, психом, нервным, просто больным, на нескольких встречах этого никак не увидишь, как это можно проверить заранее?!!! Что ж — понравился — и сразу под венец? С уважением, А.
Уважаемый А.,
Я хорошо понимаю Ваши тревоги по поводу нового для Вас подхода к женитьбе.
Еврейское сватовство построено иначе, чем случайная встреча. Шидух состоит из нескольких этапов.
Вы обращаетесь к шадхану (шадханит). Очень важно, чтобы шадхан был опытным, знал, как правильно вести шидух, как направлять обе стороны, подсказывать какие-то мелкие детали и при этом не давить ни на одну из сторон. Важно также, чтобы шадхан не был слишком заинтересован материально в том, чтобы брак состоялся.
Обращаясь к шадхану, Вы сообщаете ему, какие качества Вам важны в будущей супруге, какие у Вас «требования». После этого шадхан (или человек, который взял на себя роль шадхана) предлагает Вам познакомиться с конкретной девушкой, отвечающей Вашим критериям. И вы берёте у шадхана телефоны людей, с которыми она была знакома в разные периоды жизни.
90% шидуха — это проверка, насколько девушка, знакомство с которой Вам предложили, соответствует Вашим требованиям, является той, кого Вы ищете. Лучше, чтобы это проверял человек, который хорошо знает Вас и на которого Вы можете положиться. Кроме того, желательно, чтобы он знал, как правильно получить информацию. Если у Вас нет такого человека, можете делать это сами.
Как спрашивать, какие вопросы задавать, чем интересоваться — это отдельная тема. Обычно идут от «негативных» вопросов для того, чтобы действительно выяснить правду: нет ли у человека каких-то болезней, каких-то качеств, которые были бы для Вас очень тяжелы. Например, не скупая ли она и т.д. Позитивные вещи человек сам расскажет.
Если информация, которую Вы получили, Вас устраивает, шадхан назначает первую встречу. На встрече Вам нужно выяснить, насколько человек нравится Вам внешне, насколько у вас есть минимальное физическое притяжение друг к другу, насколько легко течёт беседа. Иногда на первой встрече парень и девушка стесняются, им трудно составить впечатление. Если нет резкого отталкивания, рекомендуется сделать вторую встречу.
После каждой встречи парень и девушка сообщают шадхану о результатах: насколько это было успешно, было ли какое-то продвижение. Считается, что для баалей-тшува хорошо сделать до 10 встреч. На встречах очень сложно увидеть, насколько человек хорош по своим качествам. На шидухе человек может сыграть любую роль, подстроить себя под ожидания другого. Поэтому на шидухе мы проверяем только, насколько человек нравится. Остальную информацию следует получать до знакомства.
Вы пишете: «в обычной жизни парень и девушка сначала долго встречаются, живут вместе, узнают друг друга, а потом решают, жениться или нет».
Известно, что религиозные семьи распадаются гораздо реже, чем нерелигиозные. Бывает, люди очень долго живут вместе, потом делают хупу или заключают гражданский брак, и тут начинаются сюрпризы.
Прежде всего, нужно выяснить, насколько человек нормативный, и затем — насколько он Вам нравится. Всё остальное строится в течение всей жизни.
Я попыталась вкратце рассказать Вам о том, что такое шидух. Если Вы хотите узнать больше, есть кассеты рава Ашера Кушнира. Если Вам нужна личная консультация, можете позвонить мне по номеру 052-7-68-13-88 или 02-5-82-77-30.
С уважением, Хана Лернер
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский