Темы: Отношения с семьей, Еврейская женщина, Предохранение от беременности, Мирьям Климовская, Материнство
Галаха обязывает рожать детей, пока еще можешь рожать. В последних поколениях произошли кардинальные изменения образа жизни общества, в результате чего женщина, бывшая вечной домохозяйкой и занимавшаяся воспитанием детей, вышла «вкалывать» не хуже сильного пола, и религиозное общество это не обошло стороной. Может ли современная женщина преуспеть в воспитании иногда двузначного количества детей после рабочей смены, и не приводит ли это к нехватке у детей родительского внимания, которое нужно втиснуть в сжатый график и разделить между всеми поровну? Может, достаточно рожать раз в 5-6 лет, чтобы и папа смог тоже справиться? М.
Уважаемый М.!
Вы задаете очень важный вопрос. Это показывает, что Вы готовы подойти к делу со всей ответственностью и стремитесь выполнить свою часть работы наилучшим образом. Попробуем разделить Ваш вопрос на несколько более частных и ответить на каждый из них в отдельности, чтобы было легче прийти к исчерпывающему ответу.
ГАЛАХА ОБЯЗЫВАЕТ РОЖАТЬ ДЕТЕЙ, ПОКА ЕЩЕ МОЖЕШЬ РОЖАТЬ. Решение о предохранении от беременности принимает раввин, уполномоченный отвечать на такие вопросы, индивидуально для каждой пары, которая к нему обращается, с учетом всех ее обстоятельств, тщательно выверяя их в соответствии с еврейским Законом. Современная специфика, например, слабое здоровье поколения в целом, множество психологических проблем, сбой естественных природных ритмов (раньше женщина только в редких случаях могла забеременеть до того, как закончит кормить грудью предыдущего ребенка) и т.п., несомненно, также учитывается при принятии решения. Но на каком основании принимается то или иное решение, невозможно судить, не изучив в совершенстве соответствующие разделы законодательной литературы.
ЖЕНЩИНА, БЫВШАЯ ВЕЧНОЙ ДОМОХОЗЯЙКОЙ И ЗАНИМАВШАЯСЯ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ, ВЫШЛА «ВКАЛЫВАТЬ» НЕ ХУЖЕ СИЛЬНОГО ПОЛА. «Эмансипация» женщин оказалась несколько однобокой: «право», а зачастую и обязанность «вкалывать» она получила, а все обязанности по дому по-прежнему остались на ней. Не так уж много семей, где эти обязанности разделены поровну между обоими супругами. (Я не имею в виду семьи, где самоотверженные жены сознательно освобождают мужей от домашних забот, чтобы те могли каждую минуту своего времени посвятить изучению Торы. Но и в этих случаях, если жена не справляется, муж обязан ей помогать).
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЩЕСТВО ЭТО НЕ ОБОШЛО СТОРОНОЙ. Многие религиозные женщины принимают решение выйти на работу, чтобы дать мужьям возможность посвятить себя изучению Торы. Такие женщины были в еврейском народе всегда, хотя это явление было меньше распространено (вспомните Рахель, жену раби Акивы), и их награда — безмерна. Но немало и таких женщин, которые считают более важным полностью посвятить себя семье, даже если это означает отсутствие материального достатка. В наше время есть возможности подработать, не выходя из дома, и многие религиозные женщины этим пользуются.
МОЖЕТ ЛИ СОВРЕМЕННАЯ ЖЕНЩИНА ПРЕУСПЕТЬ В ВОСПИТАНИИ ИНОГДА ДВУЗНАЧНОГО КОЛИЧЕСТВА ДЕТЕЙ ПОСЛЕ РАБОЧЕЙ СМЕНЫ? Может, и преуспевает! Это очень нелегко, но кто сказал, что наша жизнь должна быть легкой? Количество трудностей определено нам свыше, но мы иногда можем выбирать: будут эти трудности связаны с выполнением заповеди и вечной наградой — или же они будут сыпаться на нас помимо нашей воли, оттуда, откуда мы их совсем не ждем. Готовность добровольно взвалить на себя трудности зависит от мотивации — насколько важна для нас цель, ради которой мы это делаем.
НЕ ПРИВОДИТ ЛИ ЭТО К НЕХВАТКЕ У ДЕТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ? А уж это напрямую зависит от мотивации. Если для женщины главное — карьера, то у нее и один ребенок будет обделен вниманием, а если для нее главное — семья, то она сумеет распределить время так, чтобы хватило на всех, хотя бы понемножку. Кроме того, там, где семья для женщины важнее всего, дети чувствуют это и не требуют к себе постоянного внимания, так как знают: мама и так старается дать им все возможное. А в многодетных семьях есть еще и то преимущество, что дети могут развлекать друг друга, и старшие помогают маме с младшими. Да и папа, как бы он ни был занят, ищет любую возможность для общения с детьми и их воспитания.
…РАЗДЕЛИТЬ МЕЖДУ ВСЕМИ ПОРОВНУ. В этом нет никакой необходимости. В семьях, где царит здоровая атмосфера, дети не соперничают за родительское внимание. Они сами понимают (кроме самых маленьких), что кому-то может в данный момент потребоваться больше внимания: кто-то из детей болен, не дай Б-г, или у него возникли другие проблемы, у кого-то ответственный этап в жизни, а кто-то совсем маленький и беспомощный. Каждый ребенок знает, что в случае необходимости родители сделают все возможное и для него и уделят ему максимум внимания.
МОЖЕТ, ДОСТАТОЧНО РОЖАТЬ РАЗ В 5-6 ЛЕТ? Это немного напоминает вопрос, заданный и «решенный» еще реформистами и прочими «просвещенцами»: нужно ли менять еврейский Закон, чтобы приспособить его к реалиям нового времени, или же нам самим надо менять себя так, чтобы иметь возможность следовать ему в любое время? Евреи, верные Торе, выбрали второе и продолжают сверять свою жизнь с Шулхан Арухом. И не только это. Мы уже писали выше: сокращение количества детей не сократит количество полагающихся нам трудностей — просто эти трудности придут с другой стороны и против нашей воли и поэтому не будут засчитаны нам как исполнение заповеди. И еще раз напомним: решение о предохранении, если оно нужно, может принимать только раввин с учетом специфических обстоятельств конкретной пары.
…ЧТОБЫ И ПАПА СМОГ ТОЖЕ СПРАВИТЬСЯ. Вряд ли открою Америку, если скажу, что обязанность как производить потомство, так и заниматься его воспитанием лежит в основном на отце. В силу некоторых особенностей женщины и того, что она больше тяготеет к дому и может там реализовать себя полностью, принято, что пока дети маленькие, основной их воспитатель — это мама. То, что дети получают от матери в ранние годы, Торат имэха (Мишлей 1, 8), является основой их дальнейшей жизни и служения. Но ответственность за духовное воспитание детей лежит на отце — не «тоже», а полностью! Если мама не может справиться со своей долей в их воспитании, папа обязан заняться этим сам или позаботиться о хороших воспитателях для них. И правильно воспитать одного ребенка ничуть не легче, чем пятнадцать! Для всего этого необходима большая сийата ди-Шмайа — помощь Небес. А рассчитывать на эту помощь может тот, кто знает, что он делает все от него зависящее, в полном соответствии с волей Творца.
Надеюсь, что мне удалось как-то прояснить для Вас этот вопрос. Желаю Вам семейного счастья!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
Об обряде Капарот, который проводят накануне Йом Кипура. Печатается по материалам, изданным институтом «Дегель га-галаха» с разрешения авторов и издателя
Рав Бенцион Зильбер
Один из путей выполнения обряда Капарот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рина Гинзбург
На фотографии изображена еврейская семья, которая проводит обряд Капарот.
Рав Берл Набутовский
Капарот — жертвоприношение?
Рав Реувен Куклин
Если деньгами, а не курицей?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Пусть лучше это случится с курицей…
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Берл Набутовский
Что делать тому, кому по справедливости положена смерть?
Рина Гинзбург
Евреи проводят обряд Капарот в Иерусалиме.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Воды Тихона