Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Я неполноценное существо?

Темы: Ципора Харитан, Мировоззренческие вопросы, Еврейская женщина, Положение женщины в обществе

Я еврейка, мне нравится моя религия, нравятся ее ценности, которые призывают к доброте, милосердию и состраданию. Но, когда читаю некоторые отрывки об ущербности женщин, о недостатке ума у девочек, меня охватывает сильное смятение: как такая религия может быть истинной? Разве Всевышний не соразмерил всё по справедливости?

Я всегда жила по велению Божьих законов, стараясь, к примеру, избегать сплетен, злословия в адрес других людей, делая упор на учебу и становление своей личности. Всегда была убеждена в том, что перед Богом мальчик и девочка рождаются с равными правами, что интеллект не зависит от половой принадлежности.

Но если религия, которой следую, утверждает, что я неполноценное существо по сравнению с мужчиной, то стоит ли исповедовать эту религию? Я не хочу отрекаться от веры, не хочу становиться агностиком, хочу лишь понять этот момент. N.

Отложить Отложено
Отвечает Ципора Харитан

Уважаемая N.,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Потому что он — один из самых актуальных в нашем сегодняшнем мире, помешавшемся на «равенстве».

Иногда думаю: когда уже потребуют от пчел давать молоко, а от коров — производить мед, чтобы добиться полного равенства между всеми живыми существами?

Мне представляется, что Творец не создавал бы двух видов существ, у которых была бы абсолютно одинаковая функция, поскольку это просто нелогично. Даже хороший хозяин небольшой мастерской не ставит двух работников делать абсолютно одинаковую работу. Разве что случится очень большой заказ.

Уверена: не может быть, чтобы мужчина и женщина были сотворены для одной и той же роли. И я отнюдь не чувствую себя несчастной или подавленной из-за того, что моя роль — иная, чем у мужчины.

Что касается «справедливости», то нигде ее нет больше, чем в еврейской Торе. И позвольте процитировать Вам из книги Бемидбар (5:6): «И Господь сказал Моше, говоря: Говори сынам Исраэля: если мужчина или женщина сделает какой-либо из грехов против человека, совершая преступление против Господа, и провинится душа эта…» Говорят мудрецы в Талмуде (Псахим 34а): «(этим стихом) уравняло Писание мужчину и женщину во всех наказаниях, (полагающихся за нарушение запретов) Торы».

То есть, скажем, если произошло прелюбодеяние, не звучит «замечательная» фраза, которую по сегодняшний день можно иногда услышать в судах: «Она его соблазнила». А понятно, что оба несут одинаковую ответственность, если нарушили запрет Торы.

Что касается предписывающих заповедей, то, по-моему, давать мужчине и женщине одни и те же заповеди — это всё равно, что предлагать анестезиологу провести хирургическую часть операции. Но давайте вообразим операционную, в которой, не дай Б-г, не будет хорошего анестезиолога… Даже самый гениальный хирург не сможет оперировать. Пациент просто сбежит из операционной.

Так вот, Всевышний, создав мужчину и женщину разными (даже психологи сегодня говорят, что речь идет о другой структуре мозга и о совершенно разном мышлении), дал им разные роли. Главное в роли Женщины — это ее материнство. Недаром ее называют «Хава» = «мать всего живого» (Берешит 3:20). А Мужчину нигде не называют «отцом всего живого», хотя физиологически он им был. Но это не было его главным предназначением.

Поэтому предписывающие заповеди у мужчины и женщины разные, и женщина в большинстве случаев освобождена от таких заповедей, которые нужно соблюдать в точно установленное время. Так как она в это время может быть занята совершенно другими делами, связанными с заботой о семье.

И даже в наше время, когда женщины посвящают себя работе вне дома и карьере, большинство Вам ответит, что мысли о детях продолжают занимать их даже на работе. И уж, во всяком случае, после нее.

Конечно, мы всё время стремимся к «равенству», поэтому в Израиле сегодня вместо того, чтобы продлить женщинам декретный отпуск и позволить больше времени посвятить новорожденному, ввели декретный отпуск для мужчин. Но я по-прежнему убеждена, что кроме самых редких случаев, когда женщина не находит себя в роли матери в силу проблем в воспитании или психическом здоровье, для матери и ребенка естественно, чтобы функцию выращивания ребенка выполняла мать.

Кстати, в Швеции, где, по-моему, тоже ценят и уважают демократические права обоих полов, оплачивают декретный отпуск в течение года (!!!) даже домохозяйкам, которые до этого не работали. Так как считается, что они выполняют общественно важную функцию, рожая и растя детей.

При этом, когда женщина выполняет заповеди, данные мужчинам, например, учит Тору, ей тоже полагается за это награда в Высшем мире. Но не в этом основная цель ее служения Всевышнему.

Что касается женского разума, то уже наши мудрецы говорили, что женское мышление отличается от мужского. В молитве «Амида» мы просим, чтобы Б-г нам дал «хохма, бина вэ-даат». Мудрость, интуицию и логику.

Так вот, мудрость, т. е. интеллект, дается в равной степени и мужчинам, и женщинам. И наши мудрецы не раз упоминают «наших хохманиёт» — мудрых женщин. Интуиция считается намного более развитой у женщин (бина йетэра, как сказано в Талмуде, Нида 45 б), а о женской логике сказано, что она «кала» — «легкая».

То есть, если мы будем честны с собой, то признаем, что в эмоциональных порывах у женщин логика часто работает слабо, а иногда и вообще исчезает. (То же самое может произойти у мужчины, если задета его честь или самолюбие).

Поэтому, когда речь идет о взаимоотношениях полов, нередко можно услышать высказывания, которые звучат нелогично и неразумно, — когда люди задеты, в них говорит не логика... Но это никак не влияет на мудрость религии, которая дала точные общие указания, как человеку правильно себя вести, чтобы выполнять волю Всевышнего, что и является главной человеческой задачей.

Поэтому думаю, что Вам не нужно начинать стыдиться своих религиозных взглядов и превращаться в агностика. Тора дает очень глубокие и продуманные Самим Всевышним ответы о правильном человеческом поведении.

С уважением и пожеланием еще больше укрепить свое уважение к религии, Ципора Харитан

N. B.:

К сожалению, часто раздаются всяческие псевдорелигиозные высказывания на тему «женщина — друг человека», когда пытаются обрывочными цитатами подтасовать идеи, «доказать», что женщина обязана беспрекословно подчиняться мужу, так как ему дан разум в семье. Но из слов мудрецов и Закона это просто не вытекает.

А, как известно, любой текст, в том числе, к сожалению, и самый святой, можно использовать в личных интересах «идеолога», если цитировать только отрывок, не упоминая о контексте.

У меня когда-то был замечательный преподаватель истории, который показывал нам, как, вырывая вещи из контекста, можно «доказать» любую нелепость. И приводил такой пример: можно «доказать», что Тора требует от человека сойти с ума. Нужно только «вовремя» оборвать цитирование стиха в Дварим (28:34): «И сойдешь с ума от зрелища пред глазами твоими, которое ты увидишь». Вне контекста первые слова этого стиха будут поняты как: «И стань сумасшедшим» (вэ-hаита мешуга)…


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его